Штраф за отсутствие страховки ОСАГО предлагают увеличить до 5 000 рандов — 13 Дек 2022 — НГС

Чиновники хотят поднять штраф за отсутствие ОСАГО до 5 000 рублей

Новые штрафы за ОСАГО: депутаты за, эксперты против

В России растет число водителей без ОСАГО, и власти решили бороться с этим явлением традиционным способом — значительно увеличив штрафы. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга разработали законопроект, увеличивающий размер штрафа с 500-800 до 3000-5000 рублей. Особую остроту проблеме придает тот факт, что не со всеми водителями можно заключить договор. Ведь власти уже давно обещают автоматически администрировать «автострахование», выписывая ежедневные штрафы. Как это увязывается с новой инициативой — непонятно.

О необходимости повышения штрафов в начале декабря говорил Сергей Уфимцев, президент Всероссийского страхового союза. Он отметил, что за 18 лет, прошедших с момента вступления в силу закона об ОСАГО, штрафы не менялись, несмотря на значительный рост цен на автомобили и бензин. В то же время цены на полисы резко выросли, поднявшись по некоторым категориям почти до 100 000 рублей при «среднем по больнице» в 6-7 000 рублей.

Шестикратное увеличение

Действующие штрафы по статье 12.37 КоАП предусмотрены за два вида правонарушений: во-первых, когда страховка есть, но водитель в нее не вписан или полис закончился. Штраф в этом случае составляет 500 рублей (предлагается 3000 рублей); второй вариант предусмотрен за полное отсутствие полиса, и штраф составляет 800 рублей (предлагается 5000 рублей).

Один из разработчиков инициативы, Анастасия Мельникова, депутат ЗакСа Санкт-Петербурга, объясняет, что штраф необходимо увеличить из соображений заботы о водителях, которые рискуют попасть в аварию на автомобилях без страховки.

Некоторые из тех, кто подал в суд, были гражданами, попавшими в ДТП, но не виноватыми, — говорит он, — ущерб автомобилю можно было возместить по ОСАГО, но виновнику просто не выплачивали компенсацию, в результате чего невиновным в ДТП приходилось собирать документы, получать заключения экспертов, самим ремонтировать машину, затем первый раз обращаться в суд и взыскивать потраченные суммы и расходы с виновника. Очевидно, что он выиграет, но никто не вернет ему потраченные нервы и время.

Ситуация еще хуже. Недавно мы рассказали вам, почему судебная компенсация — не панацея. Как минимум, это означает длительный судебный процесс от четырех до 12 месяцев, после чего вам еще придется взыскивать долг самостоятельно. Статистика некоторых страховщиков показывает, что количество «незастрахованных» водителей в некоторых регионах превышает половину. Другими словами, проблема усугубляется.

Сегодня оштрафовать водителя, у которого нет страховки МТХ, может только один инспектор, а полис милиция даже не требует; редкий штраф в 800 рублей — слабый стимул для покупки полиса.

‘Закон строг, но он не работает’

Не все считают, что повышение штрафов — это правильно. Заместитель председателя комитета по государственной политике Госдумы Михаил Делягин убежден, что в первую очередь необходимо нормализовать тарификацию и привести цену полисов ОСАГО в соответствие с финансовыми возможностями водителей. В последние годы Банк России пытался решить проблему признания ОСАГО некоммерческим путем «либерализации системы». Считалось, что многократное расширение коридоров ценообразования позволит выплачивать одинаковые суммы. . проблемных водителей (например, с высоким CMV). Этот подход сработал лишь частично. Водители без аварий жаловались на повышение стоимости ОСАГО, но удорожание проблемной категории привело к тому, что отказываться от заключения договора стал самый опасный участок — водители такси, водители-новички, водители бизнес-транспорта, владельцы мотоциклов и т.д. Кроме того, возникли проблемы с оформлением полисов ОСАГО. Страховщики негласно отказывают «невыгодным» клиентам.

Автоюрист Дмитрий Ларионов убежден, что само по себе увеличение штрафов не решит проблему.

— Многие чиновники считают, что при массовом характере правонарушений проблему может решить ужесточение наказания. Время, ведь все основано на низкой вероятности преследования. На самом деле нужно работать продуктивно, при этом наказание должно быть не суровым, а неотвратимым».

Ян Хайцер, вице-президент Национального автомобильного союза, придерживается аналогичной точки зрения.

— Инициатива ошибочна: очевидно, что Рами — один из самых влиятельных лоббистов в стране, при этом около 20-25% водителей не покупают контракты. Сказано. Запасные части оцениваются ниже низкого уровня.

Он отмечает, что сама система Ossigao очень важна и подобные механизмы существуют во всем мире.

— Но в нашей стране, — продолжает Ян Хайцер, — ОСА превратилась в налог, а не в рабочий инструмент. Насколько это плохо? Обеспечивает хороший доход и должен как можно больше зарабатывать на страховании КТЭЛ, потому что сегодня рентабельность других видов страхования снижается: в 2021 году страховщики тратили на выплаты 59% своих платежей, а должны были бы тратить 80%! При этом нам говорят, что это расходы на судебные издержки. Но они считают, что должна поступать от страховых компаний прибыль, 80% (как гласит закон) должны тратиться на водителей.

ОСАГО для автоматизированных систем

В качестве отличной альтернативы эксперты призывают установить автоматическую систему видеорегистрации. Она могла бы работать даже при нынешнем штрафе в 800 рублей. Ранее говорилось о том, что КоАП предлагает выписывать ежедневные штрафы. Охранные» водители получают до 25 000 рублей (без учета скидок).

— Возникает вопрос, почему эта система до сих пор не работает, — говорит Дмитрий Ларионов. Последнее оправдание, которое мы слышали, — это то, что информация о купленных договорах может не сразу появиться в базе данных «Рами». Информация о проданных контрактах рассылается сразу, и задержки могут достигать двух-трех недель. Это не считается проблемой. Достаточно подтвердить, что решение будет принято с задержкой. Спустя месяц в базе данных РАМИ появляется дата регистрации нарушения, информация о проданном контракте, отсутствии нарушения и вынесенном решении.

Комитет по безопасности и взаимодействию с Общественной палатой Общественной палаты РФ указывает на еще одну проблему, связанную с «автоматическими» штрафами, — замену полиса. Камеры не могут сопоставить данные страховой компании с данными водителя и автомобиля. Это означает, что владельцы могут закрывать фальшивые полисы, что зачастую обходится дешевле. Однако, похоже, эта проблема не решена. Никто не отменял работу дорожных служб по выявлению подделок, но современные системы фотовидеофиксации могут отличить грузовики от легковых автомобилей и тракторов. Может быть предусмотрена индивидуальная ответственность за поддельные договоры.

В этом году коридор ОСАГО был расширен дважды. Сначала в январе, затем в сентябре; в апреле резко выросли тарифы для аварийных водителей. < pan> Комитет по безопасности и взаимодействию с Общественной палатой Общественной палаты России обратил внимание на еще одну проблему, связанную с «автоматическими» штрафами, — замену полиса. Камеры не могут сопоставить данные страховой компании с данными водителя и автомобиля. Это означает, что владельцы могут закрывать фальшивые полисы, что зачастую обходится дешевле. Однако, судя по всему, эта проблема не решена. Никто не отменял работу дорожных служб по выявлению подделок, но современные фотосистемы могут отличить грузовики от легковых автомобилей и тракторов. Может быть предусмотрена индивидуальная ответственность за поддельные договоры.

Оцените статью
Автомобильный вестник