Звон при переключении передач: его источники и как с ним бороться

Хруст при переключении передач: откуда берется и как« лечится»

Звон при переключении передач: его источники и как с ним бороться

Сравнение различных типов коробок передач показывает, что «механические» обычно наиболее безотказны и экономичны, но ничто не вечно. После длительного использования механической коробки передач могут начаться проблемы. Часто это начинается со скрипа при переключении передач. Автомобиль не заглохнет — вы можете продолжать движение, терпя неприятные ощущения, но посторонний звук должен насторожить водителя — это первый симптом приближающейся поломки коробки передач. Что делать, если коробка продолжает «скрипеть»?

На фото: тянемся к ручке коробки передач.

Причины возникновения скрипа

Механические коробки передач — сложные, но консервативные агрегаты. В них используется мало компьютеров, датчиков и сложных систем управления, поэтому основные поломки связаны с механическими причинами, чаще всего из-за незначительного износа деталей.

1. Отключите синхронизаторы. Синхронизаторы — это устройства, которые выравнивают скорости вращения шестерен при переключении передач, обеспечивая плавное и легкое переключение. Раньше, до того как в коробках передач начали использовать синхронизаторы, водителям приходилось выполнять перегазовку, что значительно усложняло управление автомобилем, но современные водители об этом забыли. Однако синхронизаторы полезны только в том случае, если их можно ремонтировать. Когда элементы изнашиваются, валы теряют синхронизацию скоростей, что приводит к шуму при заклинивании; если скрипит только одна передача, скорее всего, виноват синхронизатор.

Из чего состоит синхронизатор?

Типичный пример — коробка передач переднеприводного семейства Lada. При проектировании инженеры не смогли подобрать передаточное отношение для второй передачи. Это привело к повышенным нагрузкам на элементы этой передачи. Первая передача в таких коробках обычно разрушает синхронизаторы второй передачи.

2. изношенные мосты. Первичный и вторичный валы коробки могут быть повреждены. Изношенные зубья шестерен или поврежденные подшипники могут стать причиной перекоса. Из-за проблем с осями могут возникать скрипы при подключении нескольких передач вместо одной, а также во время движения автомобиля.

Изношенные валы коробки передач

Кстати, на проблемы с валом может влиять и температура. Если на холодную скорость изменяется нормально, но после прогрева масла вы начинаете слышать посторонний шум, есть основания подозревать вал.

3 Низкое содержание масла в коробке передач. Причины этого явления распространены, но на практике встречаются не так уж редко. Из-за механических повреждений, самопроизвольного высыхания дренажной ванночки, повреждения масла или по другим причинам масло может «утекать» из-за разгерметизации коробки передач. Например, на многих автомобилях Renault коробка передач соединена с внутренним сферическим шарниром левого механизма, через который может просачиваться масло.

Негерметичные сальники раздаточной коробки

4. повреждение корзины сцепления. Поскольку лепестки корзины при длительной работе могут изнашиваться или полностью ломаться, сцепление выключается не полностью и возникают проблемы с включением скорости. Сама коробка ответственности не несет.

Корзина сцепления

5. проблемы с приводом сцепления. В зависимости от типа используемого привода (тросовый или гидравлический) может возникнуть ряд проблем, начиная от обрыва троса и заканчивая утечкой или засорением жидкости. Хотя это не имеет прямого отношения к коробке передач, если сцепление не выключается должным образом, вы можете забыть о мягком и бесшумном переключении передач. Проблемы со сцеплением обычно влияют на скорость работы всех коробок передач. Это дает повод задуматься в данном направлении.

Гидравлический активатор сцепления

Кстати, скрежет при включении скорости не всегда является неисправностью. В современных автомобилях эконом-класса (например, Renault Logan) синхронизаторы задней передачи часто отсутствуют, поэтому быстрое включение задней скорости без полного отключения звука может привести к столкновению. Это не вред, а «невосстанавливаемая» особенность. Например, только изменение системы переключения передач водителем может помочь активировать заднюю скорость с некоторой задержкой, но только если автомобиль полностью остановится.

Методы ремонта

Отремонтировать коробку передач непросто, но и диагностировать ее не так уж и сложно. Если коробка передач гремит, нужно начать с самого простого — проверить уровень масла. На каждой коробке это делается по-разному, но главное — убедиться, что в местах трения достаточно смазки. Если проблема не устранена, следует снять коробку и продиагностировать сцепление. Но даже в этом случае, если выявлена серьезная проблема, следует разобрать и отремонтировать сам узел. Изношенные и поврежденные элементы заменяются на новые (обычно хорошо, что детали трансмиссии продаются отдельно). Затем конструкция собирается заново.

Рекомендации по эксплуатации.

Никто не может предсказать поломку коробки передач, но часто водители неправильно обращаются со своими машинами, вызывая ее своими действиями. Помните о том, что нужно делать, чтобы коробка передач прослужила дольше.

1. меняйте масло. Практически в каждой современной сервисной книжке «инженеров» написано, что масло в коробке передач рассчитано на весь срок службы автомобиля. Среди водителей это породило мнение, что масло нужно менять только в автоматических коробках передач, а не в «механике». Однако на практике это необходимо. Конечно, в автоматических трансмиссиях не так важна очистка смазочных материалов, но там есть продукты износа, которые наматывают километры и усугубляют работу коробки. Частота замены масла для «инженерных» вопросов спорна, но самые популярные рекомендации крутятся вокруг пробега в 80-100 тысяч километров.

На фотографиях: слив масла из коробки передач Ford Focus II

2. выберите правильную скорость. Переключение с очень низких скоростей на очень высокие может повредить весь автомобиль, включая коробку передач. Давление на элементы коробки увеличивается, а срок службы уменьшается. Поэтому не изменяйте первую скорость на 60 км/ч и пятую скорость на 30 км/ч.

3 Не держите сцепление выжатым в течение длительного времени. Казалось бы, это рекомендация автошкол, но, как показывает практика, не все понимают, какой вред от нее. Длительное выжимание — это дополнительная нагрузка на элемент сцепления, а его ресурсы не вечны.

Коробка передач — это всегда некомфортно. А акустика раздражает, и в голову приходят нехорошие мысли. Однако если передача уже начала залипать с лишним звуком, то, скорее всего, следует заняться ремонтом, и уж точно не самым простым и дешевым. Своевременная замена масла и аккуратное обращение помогут избежать поломки и продлить срок службы вашей коробки передач.

Оцените статью
Автомобильный вестник