ЗИЛ-Э167: Как советские вездеходы напугали ЦРУ?

зилэ167, вездехода, вездеход, машина, лось», которых, уникальный, лихачева, снегоход, должен, задание, поэтому, грачева, вездеход, давление, каждую, решили, однако, ходовой, борту

ЗИЛ-Э167: Как советские вездеходы напугали ЦРУ?

Зил-Э167: Чем ЦРУ отпугнуло всю наземную советскую технику?

Существует анекдот: когда ЦРУ увидело спутниковые фотографии гигантского оранжевого монстра, едущего по огромным заснеженным неизведанным землям, шпионы доложили президенту о готовящемся нападении Советского Союза на США через Арктику. Однако «Монстр» — лишь один из многих, снятых в разных географических точках.

Был ли автор «Байки» зондажем или правдой, сейчас уже не определить. Однако персонажем, который произвел фурор в США, стал автомобиль с колесами ЗИЛ-Э167. Сегодня единственный в своем роде уникальный автомобиль до сих пор хранится в подмосковном Музее военной техники. Сотрудники пытаются спасти его, но, несмотря на то, что он заброшен и полусгнил, он стоит как памятник как великим советским инженерам, так и откровенно некомпетентным и безрассудным чиновникам, следовавшим за партийной номенклатурой.

ЗИЛ-Э167 Как создавался вездеход

В 1961 году некий Могорсовнархоз обратился на завод имени Лихачева с просьбой о производстве вездехода-универсала. Колесный снегоход должен был перевозить команду не менее полутора человек и груз весом до трех тонн. Автомобиль должен был находиться в производстве до 1 января 1963 года.

Зил-Э167: Чем ЦРУ отпугнуло всю наземную советскую технику?

Благодаря стеклопластиковому кузову и колесным дискам ЗИЛ-Э167 весил 12 тонн. Фото: YouTube. com.

Заявка пролежала «под столом» до октября 1962 года. Когда о ней вспомнили, прошло два месяца, прежде чем была представлена экспериментальная модель. Работа кипела немыслимыми темпами из-за невыполнения партией своих обязательств — совершать преступления против государства Находчивые инженеры СКБ ЗИЛ под руководством блестящего главного инженера В. А. Грачева использовали свой огромный опыт, потенциал и проверенные Грачев использовал весь свой богатый опыт, потенциал и отработанные технологии.

Фото из выпуска новостей: ЗИЛ-Э167 буксирует застрявший трактор. Фото: YouTube. com.

Сначала разработчики сами определились с проектом.

✅ Вездеходы должны быть способны передвигаться с грузом по снегу высотой до 1 м ✅ Колесная формула 6х6 подходит ✅ Диаметр шин — 1, 700 мм ✅ Давление на грунт — 0. 5 кг/см 2 ✅ Минимальная высота грунта уже задана самим требованием — 800 мм минимум ✅ Силовая установка 20 л.с. на тонну веса ✅ Электростанция должна обеспечивать

Чтобы уменьшить эффект бульдозера, они решили покрыть нижнюю часть кузова цельным листом алюминия. Да, в SKB решили, что без автоматических блокировок дифференциалов высокой производительности не добиться.

ЗИЛ-Е167 не боится водных преград на расстоянии 820 мм. Фото: YouTube. com.

Он создан на базе ЗИЛ-135Л с мощным внедорожным шасси. Однако раму переделали, добавили поперечные балки и стойки и начали проектировать аппарат по-новому, «создавая» проектную документацию. Но до конца ее не довели. Автомобиль был отправлен с завода без полной конструкторской документации. Однако задача была выполнена. Рабочая модель была готова в срок. От «донора» автомобиль получил элементы кабины и шасси, двигатель и многое другое.

Жизнь яркая, как фейерверк.

Рабочая модель покинула ворота компании с номером 27 и рисунком движущегося оленя (это означало, что ранее было построено 26 моделей аналогичного класса). Считается, что олени послужили вдохновением для создания VA. Наблюдая за движением животных по снегу, Грачев создал эти колеса с посадочным диаметром 28 дюймов. Чтобы сделать диски в 2,5 раза легче, обода были (впервые!) стекловолокно, из металла сделаны только крепления ступицы и проставки. Шины были «сняты» с тягача МАЗ-529Е с высотой колес 1790 мм.

Прохожие с удивлением наблюдают ЗИЛ-Е167 на городских улицах. Фото: YouTube. com.

Так «прокатный олень» (а в будущем уже «сумасшедший олень») с огромными габаритами прошел испытания, сопровождаемые изумленными взглядами прохожих.

Среди сюрпризов были:

✅ Длина — 9, 420 мм ✅ Ширина — 3, 130 мм ✅ Высота — 3, 060 мм ✅ Высота от земли — 820 мм ✅ Расстояние между мостами — 3, 150 мм.

Одним словом, монстр. Хотя и очень тяжелые, благодаря все тому же стеклопластиковому кузову масса универсала не превышала 12 тонн; ЗИЛ-130 имел по три бензобака с каждой стороны общей емкостью 900 литров, чего хватало только на 600 км пути.

За заводскими воротами началась жизнь, полная приключений, которые тщательно фиксировались в дневнике: в феврале машина отправилась в Пермь, за 1 615 км от столицы. По шоссе, покрытому обильным снегом, «морской свинкой» ехали со скоростью от 50 км/ч до 75 км/ч. Провалившись в метровый кювет (согласно записям, на четвертый день пути), вездеход выбрался без посторонней помощи. Подобные странные события происходили еще трижды в его жизни. Однажды, чтобы не противоречить правде истории, пришлось вызывать трактор.

ЗИЛ-Е167 во время испытаний. Фото: YouTube. com.

На дорогах были организованы соревнования между «лосями» и кампи, включая артиллерийские тягачи. На полях со снежным покровом до 1 200 мм привлекательность и другие характеристики всех наземных колесных машин были проверены по максимуму. ‘Нэш’ занял второе место. Лучшие проходимость и скорость из четырех участников гонки показал тяжелый трактор АТ-Т.

А летом ЗИЛ-Э167 месил грязь, поднимал песчаную пыль и обжигал болота с мякотью в Подмосковье. Рыхлая почва несколько снижала динамику разгона и тяговые характеристики всех наземных машин. Скорость по указателю скорости составляла около 40 км/ч. На этих трассах «Бешеный лось» преодолевал 32° и буксировал из болота 5-тонный ГАЗ-47 (в конструкции был предусмотрен 7-тонный барьер).

Массивные 28-дюймовые колеса ЗИЛ-Э167. Фото: YouTube. com.

Водителю приходилось регулировать давление в шинах из кабины. Есть приборы «шоссе», «песок», «болото» и «снег» с соответствующими значениями давления. Летние испытания выявили недостаточное охлаждение агрегатов, поэтому конструкторы добавили воздухозаборник и съемные «уши».

Затем, в апреле следующего года, вездеходы отправили по грязи в город Сердобск, где были полуметровые грязевые канавы и высокие снежные коридоры. Благодаря наличию в машине четырех тонн автозапчастей, автомобиль прошел по крутейшему бездорожью со всеми препятствиями.

Дровяная печь в кузове ЗИЛ-Э167. Фото: YouTube. com.

Затем (1965 год) в районе тирана появился трубопровод. Здесь собирали самую мощную четырехосную технику, но «печки» базировались не на самых сложных погодных или дорожных условиях. Кстати, от холода грузчики не страдали: имелись два подогревателя двигателя и деревянная ‘брутуйка’. Интересно, что помимо боковых дверей, имелась дверь прямо в кабину водителя.

Технические особенности ЗИЛ-Э167

Сильное впечатление от желания сделать снегоход-коляску для неравнодушного водителя необходимо дополнить недостающими техническими элементами.

Двигатель ✅ Два 7-литровых агрегата с архитектурой V8, мощностью 180 л.с. с архитектурой V8. Компоновка заднеприводная с передним приводом. На каждую сторону приходился свой агрегат✅ коробки передач. Непосредственно за силовым агрегатом располагалась гидравлическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора и планетарной автоматической коробки передач. У каждого двигателя была своя трансмиссия. Это означало, что поток мощности поступал на стороны отдельно. Независимые повороты поперечных рычагов находились на одной задней оси с указанной передней осью. Расстояние между рычагами составляло 240 мм. Средняя ось была жестко закреплена в коробке.

Охлаждение двигателя осуществлялось за счет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Рулевое управление осуществлялось с помощью двух гидравлических рулевых механизмов.

Песчаные наклонности ЗИЛ-Е167 были с честью преодолены. Фото: YouTube. com.

Как видите, уникальный вездеход выполнил невероятную задачу и во многом стал инновационной разработкой: ЗИЛ-Э167 удержался на снегу и протащил автомобиль через несколько километров созданного трафика. Он прокладывал объездные пути, ломал деревья диаметром 15 см как спичку и доставлял топливо в отдаленные районы. Вездеход стал «жилым домом» для группы рабочих и геологов, перевозивших оборудование по пересеченной местности.

Зил-Э167 Давление в шинах регулируется из кабины. Фото: YouTube. com.

Спрос на колесные снегоходы был огромен. Прокладчики, нефтяники, военные и геологи заказывали партии по 10 машин. Однако на заводе имени Лихачева произошли изменения в дозировке, перспективные проекты были закрыты, а гусеницы стали производить все дешевле. Так «бешеный олень» перестал бегать, но в будущем олень стал символом Скб ЗИЛа.

Фото: YouTube. com.

Оцените статью
Возврат денег