ЗИ Л-41047 — Советский правительственный лимузин, история создания и эксплуатации, конструктивные особенности, достоинства и недостатки автомобиля, модификации

Эпохальный советский лимузин: вспоминаем историю ЗИЛ- 114

ЗИЛ-41047: советский правительственный лимузин

ЗИЛ-41047.

Автомобиль ЗИЛ-41047 предназначался для участия в официальных мероприятиях с участием высшего руководства страны и считался «последним лимузином» советской эпохи. Эта модель стала третьим поколением семейства ЗИЛ-4104. Изначально, до смены номера советского авторынка, это семейство автомобилей называлось ЗИЛ-115.

Московский производственный кооператив «АвтоЗИЛ» начал выпускать ЗИЛ-41047 с 1986 года и продолжал производство в России до начала 2003 года. За это время было построено около 200 экземпляров, включая различные специальные выпуски.

История создания

Задача разработки новых моделей советских правительственных автомобилей для специалистов завода имени Лихачева зависела от различных важных оценок, не имевших никакого отношения к техническим аспектам темы: помимо необходимости поддерживать традицию обновления модельного ряда раз в десять лет, появились дополнительные политические факторы.

Важнейший пост секретаря ЦК ККСЭ занял Михаил Горбачев, молодой руководитель, который в 1985 году объявил политическую «перестройку» всего Советского Союза.

Значительно обновленное советское руководство активизировало свою деятельность, часто выезжая на национальные и международные контакты. Таким образом, роль их представительского аппарата приобрела большую смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.

Соответственно, технически новая модель базировалась на ранее хорошо зарекомендовавшем себя ЗИЛ-41045. Все основные изменения в правительственной программе инноваций на транспорте были сосредоточены исключительно на дизайнерских решениях, а будущее получило название «Рестайлинг».

Посмотреть ЗИЛ-41047

Модернизация дизайна позволила успешно придать новой модели облик, сохранив общий яркий «имперский» вид и высокодинамичные характеристики предшественника. Двигатель, коробка передач и редуктор, то есть практически все оборудование для движения, как и в случае с капсулой щита и общей компоновкой салона, были полностью унаследованы от предыдущей модели ЗИЛа.

Наконец, на ЗИЛ-41047 были установлены шины, получившие специальную марку «Гранит». Эти шины обеспечили автомобилю способность продолжать движение даже при многократных проколах. Эта способность была достигнута за счет максимальной жесткости боковин шины и специального геля внутри шины.

Технические характеристики.

Результатом работы разработчиков над ЗИЛ-41047 в плане технических характеристик стало то, что его категория была признана самой длинной и громоздкой в мире, даже больше, чем у всех серийных моделей, выпускавшихся на тот момент. В своей предыдущей версии автомобиль представлял собой четырехдверный лимузин с семью посадочными местами и колесной базой 3880 мм.

Габариты и вес

По длине советский лимузин ЗИЛ был всего 7 мм, мировой рекордсмен в истории этого типа конструкции — американский Cadillac Series 75. мм), построенный в середине 1970-х годов, составляли 6339x2086x1500 соответственно.

Масса автомобиля составляет 3335 кг. Максимально допустимая (полная) масса (без щитовой капсулы) простой модели составляла 3860 кг, при этом максимальная масса на переднюю ось составляла 1793 кг, а на заднюю — 2067 кг. Однако масса специальных VIP-установок обычно превышала 5 тонн.

Двигатель ЗИЛ-41047

Двигатель.

Под капотом лимузина почти 10 лет стоял карбюраторный ЗИЛ-4104 V8 (тип V8, 8 цилиндров, 16 клапанов), объем которого составлял 7, 695 литра. Таким образом, объем камеры сгорания каждого цилиндра составлял почти один литр, а степень сжатия — 9,3. Блок цилиндров был изготовлен из алюминия.

Мощность такого силового агрегата составляла 315 л.с. (232 кВт), а обороты двигателя могли развиваться до 4600 в минуту. Максимальный крутящий момент составлял 608 н/м и колебался в диапазоне от 2500 до 2700 об/мин в минуту.

Двигатель оснащался четырехкамерным карбюратором. Важным элементом модернизации по сравнению с предшественником стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции сохранилась трехступенчатая гидравлическая коробка передач и движение только на задней оси.

Подвеска была диффузионной: независимая спереди (с использованием скользящей рычажной системы стабилизации), зависимая сзади (с использованием пружинно-рессорной системы).

Длина рессор достигала 1,5 метра. Кроме того, между пластинами они были проложены полимерными вставками.

Эти особенности конструкции позволили «люксовому» автомобилю отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина отлично держалась на гравийных покрытиях. Расстояние от земли было очень маленьким: 17-19,5 см.

Коробка передач.

Трехступенчатая автоматическая коробка передач относилась к планетарному типу. Значение коэффициента переключения для этого устройства составляло 2,0. Механические тормоза делали автомобиль эффективным на подъемах.

Тормозная система была дискового типа и имела два контура. Причем оба контура могли функционировать независимо на всех четырех колесах. Стояночный тормоз активировался педалью.

Расход топлива на 100 км.

Средний расчетный расход топлива на 100 км составлял 22-23 литра. Поскольку емкость бензобака была ограничена 120 литрами топлива АИ-95, этот автомобиль не был рассчитан на длительные поездки без дозаправки.

Максимальная скорость.

При движении по шоссе автомобиль мог развивать максимальную скорость 190-200 км/ч (для разных модификаций). Тяжелые лимузины в этом случае разгонялись от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Внешние характеристики.

Серийный автомобиль представительского класса был изготовлен на автозаводе ЗИЛ по образцу судостроительной технологии, с использованием слайдов вместо пленочных сборок. Длительность этой процедуры составляла около пяти-шести месяцев, и в среднем завод выпускал не более полутора-двух экземпляров в год.

При изготовлении каркасов кузовов широко использовались ручные операции. Фурнитура располагалась в зависимости от назначения конкретного экземпляра. Из-за различий, связанных с будущей эксплуатацией заказанного автомобиля, отличалось формирование отдельных узлов и качество отделочных материалов.

Кузов окрашивался нитроэмалью по темному металлу. Последовательно наносилось до 15 слоев с полировкой между ними.

Рулевое колесо ЗИЛ-41047

Интерьер и кузов

По сравнению с ранними моделями семейства ЗИЛ-4104 общая структура седана осталась принципиально неизменной. В обычной семиместной версии лимузина три конструктивно ухоженных кресла были разделены посередине и складывались в специальную перегородку между двумя апартаментами в салоне.

Оба первых ряда были обтянуты натуральной кожей, а два «главных пассажирских» кресла — бархатом высочайшего качества. Для отделки внутренних поверхностей дверей, оконных рам и других деталей интерьера использовались элементы из ценных пород дерева, как правило, березы Carreriani.

Интерьер ЗИЛ-41047

Микроклимат в салоне поддерживался отдельными кондиционерами для первого и VIP-квартир. Подлокотники служили местом для электростеклоподъемников и для установки перегородки, отделяющей две квартиры от высокопоставленных пассажиров. Аудиосистема или кондиционер также могли управляться с задних сидений. Отдельные выемки в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.

Внешний вид кузова претерпел важные дизайнерские обновления. Прежде всего, это коснулось перспективы. Традиционные круглые двойные фары были заменены на самый современный «квадратный» вариант. По сравнению с прежним расположением изменились передние окантовки, угловые фары стали более вытянутыми, изменился и внешний вид задних габаритных огней.

Кроме того, дизайнеры ЗИЛа вложились в более выразительный холодильник. Зеркала заднего вида были интегрированы в новый контекст. Они были адаптированы непосредственно к кузову, а не на уровне дверей. От боковых оконных пилонов, известных в последние десятилетия, отказались.

Броня.

Специальная броня семейства ЗИЛ-4104 начала применяться с 1983 года для модели 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске машин пехоты, за несколько лет построил 20 специальных щитовых капсул, которые были изготовлены представителями. Эта версия получила название ЗИЛ-4105.

Масса этих конструкций значительно возросла, превысив 5,5 тонны. Однако испытания ЗИЛ-4105 показали, что его экранированная защита легко отражает бронебойные шары, выпущенные из автоматических 7. 62-мм винтовок и снайперских винтовок Драгунова. Бронекапсула оказалась безупречной для ручных пуль Рена, даже при прямом попадании в бензобак.

Такие возможности были достигнуты благодаря использованию высококачественной бытовой щитовой стали, которая считалась лучшей в мире. При этом толщина щитов была сравнительно небольшой — 4-10 мм.

Надежными были и окна со стороны гостиной, которые могли выдержать один удар поджигателя. В итоге по степени защиты ЗИЛ-4105 превосходил все имевшиеся на тот момент зарубежные модели.

Помимо нескольких опытных образцов, экранированный автомобиль на базе ЗИЛ-41045 получил название ЗИЛ-41051, а лимузин ЗИЛ-41052 выпускался с 1987 года. В то же время шесть экземпляров нового комплекса использовали бронированную капсулу предыдущего поколения машин, которые достигли предельно допустимого километража.

В 1990-х годах три экспериментальных образца ЗИЛ-41047 пытались защитить по западной технологии с использованием кевлара и углепластика. Заказ выполняла немецкая компания Trasco Bremen, которая оставила один из автомобилей в качестве тестового образца на испытательном поле. Поскольку кинетические устройства не реагировали на возросший вес автомобиля, две финальные модели пришлось переобучать в компании Zil. Полученные таким образом два бронированных лимузина получили название Zil-41053.

Броня ЗИЛ-41052

Изменения.

В большинстве случаев модифицированная версия Зил-41047 представляла собой специализированный автомобиль, предназначенный для сопровождения «первого лица». В данном случае внешнее сходство с автомобилем охраны и особая связь с VIP-лимузином послужили фактором, дополнительно повышающим его безопасность.

Изменения. Характеристики Год производства Количество автомобилей
ЗИЛ-41041 Базовый 3300-миллиметровый 5-местный автомобиль типа «седан». За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 тонны) динамические данные увеличены. 1986-2000 26
ЗИЛ-41042 ‘Черный доктор’ Автомобиль для медицинских целей с «глобальным» кузовом. Кормовые двери подняты вверх. Масса — 3. 9 тонны. Ограничен для транспортировки дальнейших госпитализаций под наблюдением экипажа из трех врачей, не имеет возможности повторной ночевки. 1986-2000 3
ЗИЛ-41049 ‘Дружба’ ‘Кавказ’ Специальный автомобиль для связи с техникой. 2000 2
ЗИЛ-41052. Модификации на основе специальных экранированных капсул 1987-1999 14
ЗИЛ-41053 Варианты, дополненные традиционными методами задержания. 1993-1995 2
ЗИЛ-4107 Специальная автомобильная связь с оборудованием типа «диск 1988-1999 Нет доказательств.
ЗИЛ-41071 Специальный автомобиль связи с оборудованием типа «Депеша 1988-1999 Нет доказательств.
ЗИЛ-41072 «Скорпион». Мобильная машина специального назначения. Оборудован широкой площадкой для ног, длинными ручками на концах кузова и внутри, большим люком в крыше, позволяющим вести круговой обстрел. В задней части кабины имелось отверстие в окне. Оснащен лентами ‘Персей’ и ‘Пелена’. 1988-1999 8
ЗИЛ-410441 Военный парадный автомобиль с кузовом ‘Kembriol’. Не принят заказчиком (Министерство обороны Российской Федерации). 2009 2

В отличие от ‘Stisson Wagon’, почти все модификации кузова ‘Sentan’ выпускались с 1997 по 2000 год.

Применение автомобиля

Основными заказчиками и эксплуатантами автомобиля были Гаражи Особого Назначения (ГОН), которые обеспечивали профессиональный трансфер Верховного Лидера СССР и России. До сих пор Гон является структурным подразделением Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Правительственные лимузины использовались для безопасной перевозки первых лиц страны, в том числе для работы во время официальных международных мероприятий. В частности, отечественные автомобили представительского класса использовались для перевозки большинства иностранных лидеров, посещавших СССР и Россию.

Последним случаем заводского серийного ЗИЛ-41047 стал президентский лимузин для официальных мероприятий, заказанный администрацией казахстанского кормильца Назартана Назарбаева. Попытки продолжить сборку автомобилей в грузовиках предпринимались еще в 2009 году. Невостребованная заказчиком модификация 410441 («кабриолет») была продана четвертому президенту Украины Виктору Януковичу для его аппарата, откуда она передавалась с 2014 года. Экспонируется в «Музее коррупции» Украины в Меджилии.

В советское время предоставление семейных автомобилей ЗИЛ-4104 в качестве служебного и личного транспорта любому из представителей высшего партийного и государственного руководства обходилось очень дорого. . Однако после распада СССР такое предположение заставило забыть «независимое» российское руководство. Тем не менее, эксплуатация ЗИЛ-41047 ГОН продолжалась до 2008 года.

Здесь следует отметить важные детали. Существовал четко установленный лимит — 10 000 километров — пробега каждого правительственного автомобиля. По достижении этой цифры спидометр автомобиля «снимался» и сопровождался капитальным ремонтом. Именно поэтому эта категория автомобилей сохранилась до сих пор.

На дороге ЗИЛ-41047

Плюсы и минусы.

К несомненным достоинствам «современного советского лимузина» относятся.

  1. Современный внешний вид на протяжении многих лет,
  2. Высочайший уровень безопасности,
  3. Отличное вождение,
  4. Двигатели для тяжелых условий эксплуатации,
  5. Гидравлическая регулировка рулевого колеса и рулевой колонки,
  6. Качество конструкции и дорогостоящее оборудование,
  7. Многослойная окраска кузова,
  8. Превосходная шумоизоляция,
  9. Эффективный климат-контроль,
  10. Просторные багажные отделения.

В то же время эксперты отмечают следующие недостатки.

  1. Большие габариты,
  2. Высокий расход топлива,
  3. Ограниченная емкость бензобака,
  4. Значительное увеличение затрат из-за большого количества ручных операций во время строительства,
  5. Неполноценный трансмиссионный тоннель в салоне.

Автомобиль обеспечил не только повышенный комфорт для «главного пассажира», но и ряд важных удобств для водителя.

Подводя итог, можно сказать, что серия автомобилей ЗИЛ-41047 как представительский правительственный автомобиль была в то время на очень ценном мировом уровне.

Оцените статью
Возврат денег