Завод-загадка: что ждет проданное в Петербурге производство Hyundai

Разное
На заводе Hyundai в Петербурге наладили выпуск кузовных панелей для Соляриса, завод машин hyundai хендай хундай машины петербург производство

Когти в безопасности и обращение к китайцам: что означает возрождение завода Hyundai?

Владельцы завода Hyundai в Санкт-Петербурге планируют подписать договор купли-продажи в январе. Завод уже восстановился после остановки, что является хорошей новостью для отечественного автопрома и экономики Санкт-Петербурга. Однако, по мнению экспертов, опрошенных 78.ru, будущее завода по-прежнему остается неопределенным.

Коллаж 78. ru: freepik. com, vk. com/Hyundai Russia, Mou Yu/globallookpress. com, flaticon. com/Freepik

Hyundai выходит из закрытия.

В конце декабря 2023 года завод Hyundai в Санкт-Петербурге окончательно выходит из простоя. Ранее владельцы несколько раз продлевали этот статус с марта 2022 года, последний срок был установлен на 31 декабря 2023 года. По данным пресс-службы компании, январь уже считается активным месяцем.

— Автомобильный завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Россия», расположенный в Санкт-Петербурге, прекратил производство автомобилей в марте 2022 года по ряду причин. Прежде всего, были прерваны поставки комплектующих из-за очень сложных платежей из Южной Кореи в Россию, что создало проблемы с финансированием основного бизнеса. В то же время необходимо было нести расходы на поддержание завода в рабочем состоянии и выплату заработной платы. По этой причине в конце того же 2022 года компания была вынуждена уволить более 60 % сотрудников», — вспоминает Александр Дмитриев, заведующий кафедрой безопасности Санкт-Петербургской президентской академии, доктор экономических наук. 78. беседа с ru.

По данным СМИ, за последние два года в отпусках находились 2 206 из 2 537 работников. Как сообщает пресс-служба компании, с января продолжается обучение персонала и обслуживание оборудования, на котором работает около 800 человек.

Однако для того, чтобы продолжить хотя бы часть работы, завод Hyundai необходимо было продать, но совет директоров явно не хотел его продавать. Неудивительно, что на принятие решения ушло почти два года.

Александр Дмитриев подчеркнул: «Для нас было невозможно полностью уйти с российского рынка, так как мы, скорее всего, потеряли бы большую сумму инвестиций, которую ранее вложили в завод».

Фото: vk. com/ Hyundai Russia.

Hyundai действительно потеряла много денег на этой сделке. По неподтвержденной информации из внутренних источников, завод был продан российской компании «Арт Финанс» примерно за 10 000 рублей (по другим данным, за 7 000 рублей). Потери корейского концерна от этой сделки составили, по самым скромным оценкам, около 220 миллионов долларов США.

— В Ленинградской области полным ходом идет создание производственной базы Hyundai — напомню, что недавно в Ленинградской области открылся завод по производству двигателей, причем это не просто так, а высокотехнологичное, высокоточное производство, отметил он. Дмитрий Попов из Expert Car в беседе с 78. ru.

Речь идет о заводе Hyundai Via Rus в Сестрорецке, который начал работу в 2021 году. Пока его судьба не решена, и он останется в собственности Hyundai.

Все эти инвестиции и активы Hyundai теперь считаются потерянными, но не окончательно. Учитывая сумму сделки, вполне вероятно, что, как и в случае с другими иностранными компаниями, условия продажи включали опцион на обратный выкуп. Это означает, что корейский производитель хотел бы вернуться, если позволит внешнеполитическая ситуация. На данный момент они могут избежать убытков, продав завод за символическую сумму.

Зачем завод нужен российским инвесторам

Вариант с обратным выкупом ставит российских инвесторов в положение «временных инвесторов», для которых неизвестность будущего является главным риском для долгосрочных планов. Однако, по словам Александра Дмитриева, эти риски обязательно учитываются в договоре.

— В данном случае интерес российских инвесторов к приобретению зарубежных активов, вероятно, заключается в том, что производство новых автомобилей может быть быстро возобновлено на существующих мощностях, включая имеющееся оборудование, технологии и обученный персонал. Имеется также первоначальный запас запчастей. А объективно возникающие инвестиции, как оборотные, так и собственные, учитываются в договоре о приобретении», — сказал он.

Фото: xinhua/ Mu Yu/globallookpress. com

Раньше было принято говорить, что при открытии или перезапуске таких производств потребуется большое количество специалистов. Однако в новых реалиях это уже не является преимуществом. В Санкт-Петербурге наблюдается серьезный дефицит рабочей силы, в том числе в сфере промышленного производства, что может затруднить найм работников для полной загрузки завода.

Однако, по словам Александра Дмитриева, финансовые результаты с момента запуска завода могут быть важны.

— В 2023 году лидер российского авторынка показал значительный рост. В условиях теплой волны спроса экономический эффект от перезапуска завода очень важен, ведь существующие мощности позволяют выпускать до 200 000 автомобилей в год, — комментирует Александр Дмитриев.

Действительно, до своего закрытия завод Hyundai в Санкт-Петербурге выпускал одни из самых популярных автомобилей в России — Creta, Solaris и Rio. Его мощности позволяют выпускать 200-230 000 автомобилей в год, что очень важно. Например, в 2023 году лидер АвтоВАЗа продал более 350 000 автомобилей в прошлом году. Перспективы завода выглядят более чем радужно.

Но не все так гладко, как кажется по многообещающей статистике, предупреждают эксперты.

Восстановление рабочих мест и китайские коллеги

Прежде всего, Дмитрий Попов предостерег от поспешных выводов о том, что завод действительно возобновил работу.

— Насколько мне известно, последует только окончательная сборка автомобиля из оставшихся комплектов. Я бы предостерег от разговоров о дальнейшей работе завода», — предупредил он.

Фото: vk. com/ Hyundai Russia.

По данным различных телеграм-каналов и СМИ, на заводе остается около 70 000 комплектов для производства автомобилей, что вызвало бурную реакцию среди экспертов. Нет, нет, они, конечно, не допустят полной сборки такого количества автомобилей. Кроме того, есть проблемы с лицензией. Hyundai не продлила ее и держит только после продажи (а она уже соблюдена, см. ниже).

На фоне неопределенности, связанной с начальным производством, возникают различные теории о том, как завод будет работать дальше. Одна из них — заказать недостающие компоненты и собрать популярную корейскую модель, что является очень популярным выбором, но что не всегда так. Вторая, довольно абсурдная теория утверждает, что завод может продолжить сборку автомобилей Hyundai, но под китайским брендом (под названием GAC, например).Третья кажется наиболее правдоподобной — согласно ей, после завершения сборки других комплектаций, завод переходит на сборку. Также стало известно, что завод уже посетила делегация китайских производителей — опять же GAC и Chery.

Однако у каждой теории есть свои проблемы. Производство оригинальных автомобилей Hyundai затруднено из-за отсутствия лицензий, а сотрудничество с китайскими партнерами пока отвергается самими компаниями.

— GAC отправился открывать склад. А Chery производили в «Автодоре», но им это не понравилось», — рассказал 78.ru автомобильный блогер Павел Раздин.

Кроме того, по просьбе редакции были опрошены представительства обеих компаний в России. В Chery не стали комментировать ситуацию, а в GAC ни о каком приобретении ничего не знают.

— Хотя китайский производитель не спешит официально создавать производственную базу в России, фигурки, собранные из существующих машинокомплектов и имеющие собственный логотип, — вполне реальный вариант, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Hyundai сможет воспользоваться возможностью поглощения и официально вернуться на российский рынок на выгодных условиях. Ведь они занимают второе место по объему продаж после Lada и имеют хорошие перспективы роста», — говорит Александр Дмитриев.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress. com

Здесь есть юридические и финансовые проблемы. Сборка требует инвестиций, заказа комплектующих и регистрации новой торговой марки, которую нужно «разрекламировать» в России. Учитывая, что в России уже существует около 50 марок автомобилей Tianyi, и они набирают популярность, непонятно, зачем китайским компаниям вкладывать в них деньги».

Дмитрий Попов усомнился в возможности сборки чисто китайских автомобилей на заводе под корейским брендом.

— Прежде чем завод начнет выпускать китайские автомобили, производственная линия должна быть существенно модернизирована и реконструирована. У корейцев специфическая производственная линия, и никакая другая им не подойдет, — говорит он.

Модернизация — это инвестиции, и, кроме того, условия выкупа лишают Hyundai возможности перестроить линию. Это происходит потому, что, наоборот, эти инновации будут достигнуты за счет Hyundai. Таким образом, ни одна из трех теорий о будущей работе завода не выглядит перспективной, и что на самом деле будет там производиться, остается загадкой.

‘Забвение’ осознания.

Дмитрий Попов считает, что российская сторона должна перестать «играть в игры» и уважать права компаний, покинувших страну после начала специальных военных операций. Это позволило бы решить многие проблемы, в том числе и с заводом Hyundai.

Он отметил, что производство кузовов на заводе в Санкт-Петербурге налажено отлично, и это можно использовать, например, для сотрудничества с заводом Hyundai в Казахстане. Там ситуация с производством кузовов не так хороша, как хотелось бы. Петербургский завод мог бы поставлять кузова в Казахстан и получать уже собранные модели в Казахстане. По мнению экспертов, это наиболее приемлемый вариант работы.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress. com

Однако для этого потребуется «спорное» разрешение, международное авторское право и другие юридические тонкости, говорят эксперты.

— Мы должны забыть понятие «осведомленность». Мы до сих пор применяем эту меру к тем, кто не поддержал наши специальные военные операции, а этого делать нельзя, — твердо уверен Дмитрий Попов.

Возможно, это самое простое и эффективное решение для завода Hyundai в Санкт-Петербурге, которое позволяет избежать многих проблем. Но пока его будущее покрыто завесой тайны, и что скрывается под ней — остается только догадываться!

Оцените статью
Автомобильный вестник