Забытые временем: малоизвестные советские автомобили / hubr

автомобили, советский автопром, самоделки

Забытые временем: малоизвестные советские автомобили

Советские автопроизводители, как принято считать, были очень бедны во всех отношениях. Советские водители в основном брали однотипные герметичные автомобили, которые не могли похвастаться изысканным дизайном или техническими элементами. Но так ли это на самом деле? Мало кто знает, что советские автозаводы создавали действительно интересные модели. С другой стороны, в новостях случайно промелькнуло сообщение о том, что кто-то собрал автомобиль в своем гараже. Как и многое в Советском Союзе, такие события чаще всего остаются в тени, а недавно в сети стали появляться фотографии концептуальных советских автомобилей того времени.

Кто это сделал?

И если в западных странах был популярен тюнинг существующих автомобилей, то советские предпочитали создавать уникальные машины с нуля. В большинстве случаев эти мастера создавали эксклюзивные автомобили для личного пользования группой или группами коллег. Конечно, были и те, кто стремился популяризировать свои творения, устраивая показательные заезды и тем самым повышая культуру советского автопрома. Такие заезды не оставались незамеченными — в городах-перекрестках такие автомобили собирали сотни восторженных зрителей. В какой-то степени они напоминали современные автомобильные репортажи и демонстрации.

Изображение

Гораздо больше было тех, кто не хотел привлекать внимание публики и выпускал автомобили исключительно для личного пользования. Практически в каждом крупном советском городе можно было встретить не более одного автомобиля. Такие автомобили создавались обычными гражданами. Зачастую рядовой гражданин даже не был инженером-автомобилистом. Чтобы построить собственный автомобиль с нуля, нужно было быть как минимум талантливым и технически подкованным. Но главное, что впечатляло этих умельцев, — идея реализовать свои творческие замыслы. Правда, плата за это была очень высокой — несколько лет в гараже и солидная стоимость комплектующих. В большинстве случаев у этих дизайнеров был детальный технический проект, который они старались соблюдать на протяжении всего производства. Во-вторых, многие технические узлы и компоненты часто дорабатывались «на ходу».

Изображение

В целом власти лояльно относились к такой деятельности, но существовали «технические требования к легковым автомобилям индивидуального пользования», которые требовали использования базовых технологических систем, таких как тормоза, рулевое управление и светотехника, которые могли применяться только в советской конструкции.

Как они создавались?

Главной проблемой при создании импровизированных автомобилей было отсутствие лабораторий. Большинство создателей роскошных автомобилей были обычными людьми, живущими в квартирах. Но и это не было для них препятствием — одна из комнат превращалась в лабораторию, появлялись самостоятельные технические узлы и даже кузова. В связи с этим спуск готового автомобиля с балкона квартиры казался незначительным. Машины спускали на землю на тросах (спорткар братьев Шелвиных), а иногда и с помощью крана (концепт-кар Хенрика Матевосяна).

Что касается технических аспектов импровизированного автомобиля, то и здесь было куда развиваться: ставить эксклюзивный кузов на раму «Жигулей» было очень скучно, поэтому конструкторы создавали собственную систему привода. Иногда мастера создавали собственные двигатели, потому что заказывать готовый мотор в магазине было очень трудоемко и дорого. Так в 1980-х годах появился скромный автомобиль «Весна», автором которого стал конструктор Владимир Миронов. Конечно, эта технология уже давно использовалась в автомобилях DAF, но в Советском Союзе о ней знали мало, и многие хотели использовать автоматическую коробку передач. Так же — серийные кузова обычно изготавливались из стеклопластика, пропитанного эпоксидной смолой. Детали кузова упаковывались в деревянные или гипсовые манекены, реже в маточные. Маточные технологии были более надежными и позволяли заниматься кузовостроением небольшому числу людей.

Изображение

После того как машина была изготовлена и готова к использованию, ее, конечно же, нужно было зарегистрировать и получить технический паспорт и номерной знак. Для этого необходимо было предоставить заключение технического комитета о безопасности построенного транспортного средства. Такие заключения обычно выдавались Пангелленским добровольным обществом любителей автомобилей. Кроме того, необходимо было приложить чек всех закупленных технических компонентов и материалов, подтверждающий их легальность на рынке. Однако на это часто не обращали внимания, и классификация проходила без особых проблем.

После того как автомобиль получал номерной знак, его часто дорабатывали. В некоторых случаях на его основе строился совершенно новый автомобиль, но его фотография не прилагалась к техническому паспорту. Как бы то ни было, благодаря тому, что такие автомобили делались с любовью, некоторые из них до сих пор циркулируют или покоятся в музеях, сохраняя достойное техническое и внешнее состояние.

Poveda Sport, 1950 год.

Изображение

В 1948 году советское правительство издало специальное постановление, запрещающее использование иностранных автомобилей. Так, в 1951 году на базе кузовов и агрегатов серийных автомобилей «Победа», выпускавшихся на Горьковском автозаводе, группой инженеров А. А. Смолина были придуманы три спортивных автомобиля «Победа Спорт» с кодовым названием «Газ-20-«. СГ1» для гонок на автодроме. Эти модели стали первыми по-настоящему успешными советскими спортивными автомобилями, оснащенными 105-сильным турбированным двигателем. Благодаря ему автомобиль мог развивать скорость до 190 км/ч. В течение шести лет были созданы еще два экземпляра «Победы». В общей сложности три чемпионата СССР (1950, 1955 и 1956 гг.) выиграли автомобили «Победа Спорт».

ЗИС-112″, 1951 ГОД.

Изображение

Одновременно с «Победой-Спорт» на заводе имени Сталина был создан еще один интересный спортивный автомобиль — «Зис-112», увидевший свет в 1951 году. Благодаря особой форме передней части его также называли «одн о-глазый» или «циклоп». Кузов автомобиля был разработан Валентином Ростковым, который вдохновился дизайном Buick X90. Кроме того, ЗИС-112 стал первым советским автомобилем, кузов которого был изготовлен из стеклопластика. Первая модель была доработана, так как ее длина составляла 6 метров и почти 3 тонны, поэтому она не допускалась к участию в гонках.

Труд» 1964 года.

Изображение

Импровизированный автомобиль с символическим названием «Труд» был создан в 1964 году московским инженером О. Кучеренко. Главная особенность этого автомобиля — удивительное мастерство исполнения. Учитель изготовил все аккуратно расположенные круглые детали, а затем сварил сиденья. Инженеры не стали ждать двигатель из магазина, а установили трехцилиндровый мотор собственного производства.

Москвич 408 «Турист», 1964 год.

Изображение

В 1964 году появился очень популярный тогда «Москвич» 408-й серии, некоторые из которых до сих пор колесят по дорогам. Однако одновременно с классическими моделями был выпущен и 408-й вариант под названием ‘Турист’. Этот автомобиль был построен в необычном советском стиле купе. Главным недостатком «Туриста» было то, что складная крыша не помещалась полностью в багажное отделение, поэтому ее приходилось разрезать и хранить отдельно. Основные производственные мощности «Москвича» были направлены на выпуск классической 408-й модели, а модель «Турист» была построена только в двух экземплярах и серийно не выпускалась. В серийное производство она не пошла.

‘ГТЩ’, 1969 год.

Изображение

Пожалуй, один из самых известных советских «самабов», в названии которого зашифрована фамилия братьев — «Gran Turismo Shervinnik». Автомобиль оснащен 2,5-литровым двигателем ГАЗ-211 с 75-сильным мотором ГАЗ-21. 45-литровый двигатель, который разгонял ГТШ до скорости 150 км/ч. Анатолий и Владимир Щербины переделали раму автомобиля во дворе высотного дома, подняв ее на седьмой этаж жилого дома, и постепенно обшили ее стеклопластиковыми панелями. После того как кузов был готов, машину снова спустили во двор, укомплектовав силовым агрегатом, подвеской, бытовыми деталями и т. д. Пережив две переделки, автомобиль до сих пор сохранился в хорошем состоянии.

Панголина», 1980 год.

Изображение

Еще один культовый советский автомобиль, доказывающий полет фантазии инженеров того времени. Этот необычный автомобиль был построен Александром Кулыгиным на базе Ваз-2101. Футуристическая, но в то же время относительно простая конструкция кузова позволила крепить кузовные панели к фанерным манекенам. Автомобиль получил название «Панголина» из-за отдаленного сходства с броней. Автомобиль имел ряд новшеств, которые в то время были новшествами для Советов.

Изображение

Так, роль дверей взяла на себя поднятая крыша духовности вместе с боковым и лобовым стеклом, а двигатель запускался с помощью цифрового кода. Кулыгин строил «Панголину» в течение года в своем родном городе Ухта, в группе пионеров технического творчества. Здание было построено вместе с Готовый двигатель пришлось перевозить в Москву по железной дороге, так как плохие улицы Северного города не позволяли сделать это самостоятельно.

‘Меркурий’, 1982 год.

Изображение

В начале 1980-х годов группа энтузиастов, состоящая из художника, скульптора и инженера, решила создать эксклюзивный автомобиль на базе ВАЗ-2106. Инженер, отвечавший за проект, Владимир Иванович Мищенко, уже имел опыт создания импровизированных автомобилей, и в 1982 году на свет появился импровизированный «ртутный» легковой автомобиль — первый в мире. Всего было построено пять экземпляров автомобиля: три в Москве и два в Тбилиси. Первая оригинальная модель была построена в подвале в Москве, а один из наиболее сохранившихся экземпляров «Меркурия» недавно был переделан в электромобиль.

Лола», 1985 год.

Изображение

В 1981 году в Ленинграде состоялись очередные импровизированные автогонки, организованные журналом «Техника-Молодежи». Впечатленные зрелищем, два друга, Геннадикаинов и Дмитрий Перфенов, решили построить свой собственный автомобиль. Следующие три года друзья работали в сарае на окраине города и в 1985 году создали два почти одинаковых автомобиля, получивших общее название «Лаура».

Изображение

Изюминкой машин стали импровизированная подвеска McPherson и футуристический кузов со стеклопластиковыми сэндвичами и водопроводными трубами, покрытыми пенопластом. Двигатель «Лауры» был получен от ВАЗ-2105, использовал мозги «Нивы» и работал в паре с коробкой передач «Запорожца». Расчеты на выносливость проводились с помощью одного из компьютеров университета под видом лабораторной работы.

Тритон», 1985 год.

Изображение

Тритон» — уникальное из подобных амфибийных транспортных средств, созданных московским инженером Д. Кудрячковым. Машина была одновременно зарегистрирована в ГАИ и государственной инспекции по маломерным судам. На «Тритон» устанавливался двигатель «Волга Газ-21» и коробка передач «Запорожец Заз-968». Автомобиль прекрасно чувствовал себя как на суше, так и на воде. На шоссе он отличался устойчивостью и плавностью хода. Для передвижения по воде конструкторы взяли водомет. Это позволило автомобилю передвигаться по мелководью со скоростью 50 км/ч. При движении в воде колеса поднимались вдоль бортов на тросах.

Охта» 1987 год.

Изображение

В 1986 году на Ленинградском пассажирском вагоностроительном заводе «Нами» начались работы по созданию советского прототипа автомобиля будущего. Мастерскую возглавил Дмитрий Парфенов, а его заместителем стал создатель ‘Лауры’ Геннадий Каинов. Стартовой задачей лаборатории было создание очень перспективного минивэна под названием ‘Охта’.

Через год был готов первый оригинал. Интерьер семиместного автомобиля мог быть изменен — передние сиденья могли быть 180-ми, а центральный ряд модернизирован. Из-под переднего бампера на высокой скорости выдвигался спойлер для увеличения поперечной силы. К сожалению, массовое строительство автомобилей не состоялось из-за недолгого распада Советского Союза.

  • {vehicle}
  • Советские автопроизводители.
  • самодельный
  • {фольклорная наука
Оцените статью
Автомобильный вестник