Важная птица: история роста Га з-13 Чайка — Автомобильный журнал

Канадская фирма Lowdown Hot Rods построила универсал на базе ГАЗ- 13 Чайка

Важная птица: история роста Газ-13 Чайка

Исторически сложилось так, что на заре своего существования советский автопроизводитель пришел во многом из-за моря. Компания была основана в … Массовое производство легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, государство питало слабость к американскому автомобилю — тем более что Сталину нравился мощный 12-цилиндровый Packard из 1920-х годов, и во время работы над будущей моделью ЗИС-100 Packard 180 «исходник» вождя завербовали именно его. Подаренная Рузвельтом модель Packard Twelve использовалась до конца его жизни.

Кстати, Никита Хрущев, отрицавший поклонение Сталину, тоже использовал американский автомобиль в качестве средства передвижения: в личном пользовании будущего первого секретаря ЦК ККСЭ с 1944 по 1949 год, на нем он ездил в гитлеровский штаб в Виннице. Это был трофейный Cadillac Fleetwood 75.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Таким образом, помимо немецкого завода по производству Opel под названием «Москвич-400», доставшегося в качестве компенсации после окончания Второй мировой войны, СССР использовал американский автопром в качестве ориентира, на который опиралась разработка новых моделей. Особенно когда речь шла о производстве комфортабельных, роскошных автомобилей, какими бы они ни были, «янки» умели производить их как никто другой в мире.

Поэтому неудивительно, что и довоенные ZIS, и более поздние ZIM выглядят как продукция зарубежной автомобильной промышленности, как по внешнему виду, так и по дизайну.

1 / 2

2 / 2

Однако к середине 1950-х годов этот большой и весьма представительный седан откровенно устарел. Ведь американская мода была очень скоротечной — в борьбе за пресыщенных покупателей дизайнеры, художники и инженеры различных производителей устраивали настоящую «гонку оборудования», выпуская каждый год все новые и новые модели.

Уже в начале 1950-х годов среднеразмерный американский седан значительно увеличился в размерах, став не только шире, но и дальше. Кроме того, многочисленные двигатели стали еще более мощными и громоздкими, за рубежом стали появляться даже аэрокосмические образцы. Сильные «изгибы», обилие хрома, длинная «спина» заднего крыла, большие панорамные окна с характерными «прицелами» на бамперах — все это были приметы 1950-х годов, достигшие своего пика в конце десятилетия.

Однако вернемся к Советскому Союзу. Действительно, «ЗИМ» выглядел как американский седан пяти-семилетней давности — даже не вчера, по «своим» данным. На фоне молодых дредноутов советский седан выглядел не как типичный дандо, а как простой пенсионер.

Да и технически советский автомобиль уже не дотягивал до последних зарубежных аналогов — например, его 3,5-литровый двигатель предлагался всего с 90 л.с. — наверное, достаточно для 40-х годов, зато максимальная скорость составляла 120 км/ч, а до сотни он разгонялся за впечатляющие 37 секунд . С одной стороны, это «штаб» номенклатуры, и хотя спешить не следует, и конструкторы, и потенциальные пользователи были лишены запаса динамики, чтобы черный кузов Zim мог быстро перевозить своих высокопоставленных пассажиров «при необходимости». Заседание Совета министров.

Привет, США!

Работа над новым советским лимузином предшествовала важному событию, а именно захвату пары Карибов и аристократов. Их детально изучали как сотрудники НИИ НАМИ, так и конструкторы Газ и Зил. Этим, кстати, объясняется некоторое сходство их первых «Чаек» Газ-13 и ЗИЛ-111.

Горьковский автомобиль был не только современнее ЗИМа, но и при разработке будущей «Чайки» конструкторам пришлось устранить характерные «больные места» ГАЗ-12. Во-первых, автомобиль был слишком тяжелым для водителя, а во-вторых, довольно шумным для своего класса и назначения. По результатам нескольких лет эксплуатации были сделаны замечания по долговечности системы привода и самого ЗИМа.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели. Чайка» не только внешне сильно отличалась от своего предшественника, но и существенно отличалась от ЗИМа в техническом плане.

Вместо менее оправданного несущего кузова в новом лимузине использовалась отдельная Х-образная рама, к которой через резиновые проставки крепился великолепно спроектированный кузов. Это была работа художника Б. Лебедева. .

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Среди новшеств — автоматическая коробка передач с кнопочным переключением зон, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и бескамерные шины. Эти впечатляющие современные инновации обеспечивают «Чайке» легкость управления и высокий уровень комфорта, подобающий автомобилю класса люкс.

Дизайн

Понятно, что новому автомобилю требовалось кардинально иное «сердце», чем у предыдущих моделей. Не мудрствуя лукаво, конструкторы взяли за прототип двигатель Chrysler V8, а для унификации использовали поршневые группы и газораспределительные механизмы «Волги» ГАЗ-М-21, «удвоив» количество цилиндров. При таком объеме в 4,89 литра V-8 выдавал 180 л.с., но испытания прототипа показали, что мощность необходимо увеличить до уровня около 200 л.с. Этого удалось добиться, увеличив рабочий объем до 5,5 литра, и итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» вкладышами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадей».

Интересная деталь: типичный восьмицилиндровый двигатель «Чайки» был настолько хорош, что в модернизированном виде его устанавливали на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Было и несколько «электрических» новинок, например, стеклоподъемники с электроприводом и пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой и электроприводом штанги антенны. По сути, «Чайка» вобрала в себя практически все мыслимые достижения лучших образцов мирового автопрома. Разумеется, речь идет об американских седанах того времени, которые, по сути, были самыми важными и самыми успешными образцами электромобилестроения в мире. Ведь после Второй мировой войны практичные и даже несколько примитивные автомобили появились и в Европе. И это не для того, чтобы преследовать создателей «Персоналки».

Наши победители

Первый прототип ГАЗ-13 был собран летом 1957 года. Его отличала комбинированная окраска — светло-кремовая верхняя часть и темно-малиновая нижняя. В деталях отделки прототип почти полностью повторял решение Packard. Это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которая, собственно, и дала название автомобилю. В то же время на Packard характерная «птица» указывала только на V-образный двигатель.

Первоначальный предсерийный вариант имел

Более поздние прототипы 1958 года использовались для «полномасштабных» испытаний, с небольшими изменениями в деталях. В практически таком виде «Чайка» была поставлена на конвейер в начале 1959 года.

1 / 2

2 / 2

Конечно, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и планировалось приурочить его к важному событию — 21-му съезду ЦК КПСС, известному своим заявлением об окончательной победе советского социализма. Что касается «Чайки», то годом ранее она получила важную международную награду — Гран-при — за свой прототип на всемирной промышленной выставке EXPO-58 в Брюсселе.

Отчет ГАЗ-13.

Без лишней скромности, «Чайка» оказалась действительно выдающимся автомобилем, а ее разработчик и производитель получили признание европейских экспертов.

Новинка также была представлена на отечественной ВДНХ и на других выставках в Европе и США.

Тем временем игривая ливрея предпрототипа сменилась черным цветом «Протокола». Оно и понятно — автомобиль должен был «использоваться» различными министерствами и областными комитетами, и, в соответствии с распоряжением Генри Форда, допускался любой цвет, лишь бы он был черным.

Сразу после начала производства «Чайка» не только обслуживала советскую партийную и номинальную элиту, но и начала работать в различных советских государственных делегациях за рубежом. А почти половина московского дипломатического корпуса 1960-х годов ездила на «Чайке», включая послов и консульства Финляндии, Венгрии, ВВП, Болгарии, Монголии, ГДК, Эфиопии, Индонезии и других. Кроме того — лимузин Горьковского автозавода даже поступил в автопарк посольства США!

ГАЗ-13.

Обновление.

Через несколько лет после начала производства, в 1962 году, автомобиль был модернизирован с небольшими деталями: ЦИКА получил новый карбюратор К-114, другую армию и другие внутренние вложения. В следующем десятилетии ГАЗ-13 стали оснащать двухконтурной тормозной системой, ремнями безопасности и коротковолновым транзисторным радиоприемником. Кроме того, в отделке салона стали использовать другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серого.

Интерьер ГАЗ-13 мало изменился за все время производства.

Вкратце опишем несколько нововведений. Как в техническом, так и в дизайнерском плане «Чайка» была настолько хорошо отлажена и стабильна, что ее практически не меняли: интерьеры 1960-х годов были современными, элегантными и даже роскошными, достигая уровня американских аналогов даже в мельчайших деталях. Более того, «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консервативным… Он делал свою работу. Другими словами, он был в кабине служебной «Чайки».

Чайка

Кстати, просторный салон номинально «семиместного» автомобиля не требовал постоянного использования «чайки» для перевозки большого количества пассажиров. Кроме того, изящный откидной страпон в центре салона предназначался для сопровождающего персонала, который располагался на удобном заднем диване. У них были пепельницы, веревочные ручки и поворотники заднего стекла — не так много по меркам нашего времени, но вполне достаточно для коротких поездок в служебных целях.

Оцените статью
Автомобильный вестник