Точки из 4: точка 3, точка 4, точка 5, точка 5. 1, свойства, отличия, совместимость

Что такое DOT- 4?, тормозная жидкость

Тормозные жидкости для автомобилей: виды, качество, маркировка

Тормозная жидкость не относится к числу основных вопросов, обсуждаемых в сообществе автолюбителей. Согласно регламенту технического обслуживания автомобиля, ее следует менять раз в два года (реже — раз в год). Казалось бы, что здесь важного и интересного? Ответ довольно прост — тормозная жидкость никогда не должна приводить к повреждению тормозов.

Но и предпосылок для поломки немало — если используется низкокачественная жидкость, или не соблюдаются рекомендации производителя жидкости, или не соблюдается регламент и не выполняются задачи технического обслуживания.

В конце статьи посмотрите видео, в котором простым языком объясняются различия и совместимость тормозных жидкостей Dot 3, Dot 4, Dot 5 и Dot 5.1, а также рекомендации по выбору, смешиванию и заправке.

Также на этой странице представлено сравнение различных категорий жидких тормозных жидкостей, а также точки для четырех разных производителей.

Назначение и свойства тормозной жидкости

Характеристики тормозной жидкости

Назначение тормозной жидкости очевидно — обеспечивать инерционную (почти мгновенную) передачу усилия от педали тормоза к тормозному механизму. Она не сжимается, что является одним из основных свойств жидкостей при нормальных условиях окружающей среды.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных. Резкое торможение или агрессивное вождение на горных грунтах может привести к перегреву и закипанию тормозной системы, а также к появлению пузырьков газа. Газообразные включения усугубляют условия отсутствия компрессии и приводят к «проваливанию» педали тормоза и собственно тормозной системы. Поэтому температура кипения является, пожалуй, самой важной характеристикой тормозной жидкости. Чем она выше, тем лучше сохраняются функциональные свойства жидкости,

Еще одно важное свойство — гигроскопичность, поскольку температура кипения напрямую зависит от наличия воды в тормозной жидкости. Дело в том, что в процессе эксплуатации тормозная жидкость регулярно подвергается циклам термического нагрева и охлаждения и поглощает в ходе этих циклов атмосферную влагу. Это снижает температуру кипения и ухудшает ее функциональные свойства.

Из-за гигроскопичности в автомобильном сообществе широко используются термины «сухая» и «жидкая» тормозная жидкость.

Как сильно меняются свойства «сухих» тормозных жидкостей в зависимости от уровня влажности? График изменения температуры кипения различных типов тормозных жидкостей (см. диаграмму выше) показывает, что содержание влаги 3,5 % снижает температуру кипения почти на полградуса

Ixus — это важная техническая характеристика, имеющая особое значение для тормозных жидкостей, используемых при низких температурах. Загустевание может привести к износу и даже отказу тормозов, а слишком жидкие жидкости могут стать причиной утечек при повышении рабочей температуры.

Допустимо измерять этот показатель при +100 O C и-40 O C (Американская инженерная компания).

  • При низких температурах — выше 1800 CST,
  • При высоких температурах — ниж е-1,5 CST.

Как и другие технические жидкости, тормозная жидкость влияет на образование очагов коррозии на металлических поверхностях. Корродированные внутренние поверхности рабочих поверхностей тормозных цилиндров препятствуют движению поршня, приводят к переполнению рабочей жидкости (как следствие — «провал» самой педали тормоза) и способствуют образованию течи уплотнений.

Хорошая тормозная жидкость должна обладать высокими антикоррозионными свойствами. Для предотвращения эрозии в жидкость добавляют ингибиторы, которые значительно замедляют нежелательные процессы. Эффективность ингибитора оценивается путем выдерживания образца тормозной системы во «влаге» до 3,5% жидкости в течение 120 часов при температуре 100 оС.

Влияние на резину (уплотнительный материал) — еще одна важная характеристика тормозной жидкости. Несовместимость с эластичными уплотнениями может привести как к разбуханию, так и к усадке уплотнения. В первом случае повышается риск интерференционного разрушения поршня, во втором — возникает утечка.

Эта особенность количественно оценивается на основе испытаний. Рукав с тормозной жидкостью выдерживается при температуре +70 O C и +100 O C с последующим измерением естественных и механических свойств эссенции.

Как и в других гидроцилиндрах, функция тормозного ролика накладывает особые требования на смазочные свойства рабочей жидкости. В первую очередь это касается износостойкости поверхностей цилиндра, поршня и прокладок. Смазочные свойства оцениваются на основе стендовых испытаний, имитирующих работу тормозного ролика в сложных условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения природных и химических характеристик в диапазоне рабочих температур — еще одно важное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот очень широк — от минус 50 до 150 о С, в котором должна быть обеспечена стойкость жидкости к окислению при образовании отложений и нагаров, нарушающих однородность структуры.

Сортировка и синтез тормозной жидкости.

Тормозная жидкость Требование стандарта FMVSS #116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, o c Кинематическая вязкость, мм 2 /с. Цвет, o c
‘Сухая’ тормозная жидкость. ‘Гидратационная’ жидкость (3,5% воды) {Space} ‘Гидратация’ при температуре 100 O’C -40 O’C до.
Точка 3 Не менее 205 Не менее 140. 1,5 Больше нет в наличии. Не менее 1500. От светло-желтого до светло-коричневого
Точка 4 Не менее 230 Не менее 155 {Пространство} 1,5 Больше нет в наличии. Не менее 180
Точка 5. 1 Не менее 260 Не менее 180 1,5 Больше нет в наличии. Не менее 900.
Точка 5. Не менее 260 Не менее 180 1,5 Больше нет в наличии. Не менее 900. Темно-красный

Различные тормозные жидкости, выпускаемые в международной практике, обычно классифицируются в соответствии с DOT (русское обозначение ДОТ) — системой требований к физико-химическим свойствам. Эта система была разработана Министерством транспорта США, американской исследовательской организацией (отсюда и название системы), и широко признана во всем мире.

Тормозные жидкости делятся на четыре основные категории DOT 2, 3, 4 и 5.1. К классу 5.1 также относится DOT 5.1/ABS для автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой тормозов.

В России упаковки могут иметь маркировку DOT 4+ или DOT 4.5, но эта маркировка не имеет никакого отношения к общепринятой системе классификации.

Базовый химический состав жидкостей категорий 3, 4 и 5.1 практически идентичен. Это гликоли (диатомовые спирты) и полиэфиры. Разница заключается в наличии или отсутствии присадок. Поэтому, если тормозная жидкость для всей системы не подлежит замене, при необходимости можно добавить классы.

Смешивание тормозных жидкостей происходит по правилу: жидкость более высокой категории добавляется в жидкость более низкой категории (но не наоборот).

Жидкости DOT 5 и DOT 5.1/ABS изготавливаются из силикона на основе гликоля и не должны смешиваться с другими жидкостями.

Основные категории тормозных жидкостей:.

Точка 3

Состав определяется простыми гликолевыми соединениями, которые соответственно менее затратны в производстве и имеют более низкую розничную цену.

  • Основной недостаток: высокая гигроскопичность, приводящая к быстрому снижению температуры кипения.
  • Срок хранения таких жидкостей не превышает 1,5 лет.
  • Область применения — автомобили с барабанными или передними дисковыми тормозами и задними барабанными тормозами.

Точка 4

Помимо гликоля, в состав входит борная кислота. Это повышает устойчивость жидкости к поглощению атмосферной влаги и продлевает срок ее службы.

  • Класс DOT 4 имеет самую высокую вязкость среди всех остальных классов.
  • Этот класс наиболее популярен среди водителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми тормозами (передними и задними).
  • DOT 4 Средний срок службы тормозной жидкости составляет 2 года.

Точка 5. 1

Аналогична по составу DOT 4, но благодаря присадкам имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти преимущества являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности и соответственно короткого срока хранения (менее одного года).
  • Эта жидкость была разработана для спортивных автомобилей, где функциональные характеристики гораздо важнее показателей долговечности.

Точка 5.

Тормозная жидкость DOT 5 представляет собой смешанную композицию гликоля и силикона.

  • Преимущества (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) — низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость обладает практически идеальными свойствами и может использоваться в течение 4-5 лет.
  • Единственный существенный недостаток — влага, не поглощенная жидкостью, может накапливаться в тормозном цилиндре, что существенно осложняет работу тормозного цилиндра при низких температурах.
  • Кроме того, состав характеризуется повышенной вентиляцией (насыщением воздухом), поэтому запрещен для использования в автомобилях, оснащенных ABS.

Точка 5. 1/ABS

Основа также содержит гликоль и силикон, но более гигроскопична, чем DOT 5. Это обуславливает меньший срок службы (до 2 лет), но ее все равно можно использовать (с учетом влияния присадок). Устраняет повышенную насыщенность жидкости воздухом.

Тормозная жидкость DOT 4

Тормозная жидкость Dot 4

Тормозная жидкость DOT 4 настолько популярна, что ее свойства необходимо описать более подробно. Эти свойства таковы: — Это очень эффективная тормозная жидкость. Ее функции следующие.

  • Температура кипения «сухой» жидкости — выше 230°C,
  • Температура кипения «сжиженной» жидкости — выше 155°C,
  • Кинематическая вязкость при 100°C — не менее 1,5 сСт,
  • Кинематическая вязкость при температуре — 40°C — не более 1800 сСт,
  • pH (показатель кислотности, связанный с коррозионной активностью) — 7. 0 — 11. 5.

Сравнение основных свойств категории DOT 4 с аналогичными свойствами других категорий приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классам тормозных жидкостей разработаны в соответствии с американскими стандартами, в то время как соответствующие российские стандарты еще не разработаны.

На российском рынке класс DOT 4 является наиболее популярным и представлен многими производителями. Но какую тормозную жидкость лучше купить? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие продукта международным требованиям.

Журнал ZA Reulem провел сравнительную клиническую экспертизу примерно 2 dot 4 образцов тормозов Dodge от разных производителей для определения основных требований (кроме того, нестандартных свойств электропроводности). Также было указано состояние упаковки и соответствие количества содержимого и этикетки продукта. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов тестирования, только 12 производителей обеспечили соответствие всем основным требованиям класса. Интересно, что ведущие производители предоставляют горловые упаковки, не запечатанные фольгой (для предотвращения впитывания влаги из хранимого содержимого), но соответствие тумб заявленным всегда точное. Российские производители иногда грешат ипохондрией.

Традиционно на первом месте по характеристикам стоят такие бренды, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Однако и российские производители показали очень хорошие результаты. В первую очередь это касается продукции марки «Росдот 4» («Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и «Обнинскоргсинтез».

Важно отметить, что у этих российских производителей (особенно у «Росдот 4») хорошие показатели температуры кипения «мокрых» жидкостей. Остальные показатели находятся в пределах норм запаса, что позволяет им давать рекомендации водителям.

Видео: о тормозной жидкости на чистом языке

Оцените статью
Возврат денег