Насосы системы охлаждения двигателя: описание, устройства, принцип работы

Водяная помпа двигателя устройство, неисправности

Водяные насосы двигателя: устройство, ремонт.

Водяной насос является неотъемлемой частью системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания любого автомобиля. Устройство этого узла очень простое, а его назначение понятно из самого названия.

Насос двигателя

Описание и устройство насоса

Помпа охлаждения двигателя или водяной насос — это часть системы, которая охлаждает нагретый двигатель. Если рабочая система отсутствует или какой-либо компонент выходит из строя, двигатель перегревается, доставляя владельцу множество проблем.

Водяные насосы или помпы системы охлаждения двигателя циркулируют жидкость через силовой агрегат к охлаждающим элементам и поддерживают постоянную рабочую температуру внутри конструкции.

Прежде чем приступить непосредственно к разборке основных узлов водяного насоса, стоит разобраться в системе охлаждения двигателя в целом. Для этого стоит рассмотреть, какие элементы в нее входят и как происходит процесс циркуляции охлаждающей жидкости.

  • Холодильник.
  • Расширительные баки.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Водяная рубашка внутри двигателя.
  • Комплект труб.
  • Дренажные клапаны и пробки.

Расширенная линейка компонентов системы охлаждения двигателя должна также включать радиатор охлаждения и шланги радиатора.

Насос системы охлаждения двигателя обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе. Поэтому стоит понимать, что, как и любой другой насос, он состоит из следующих компонентов.

  • {корпус}
  • Рабочее колесо.
  • Приводной вал.
  • Шарикоподшипники.
  • Уплотнительные кольца.
  • Пружины сжатия (старые модели отечественных автомобилей).
  • Шкив (съемная часть насоса в большинстве моделей).

Конструкция насоса

Как работает изделие? Система работает с помощью приводного ремня, который навешивается на шкивы. Движение от шкива передается на вал, а затем на крыльчатку, по которой уже циркулирует охлаждающая жидкость.

Обратите внимание, что шкив коленчатого вала соединен со шкивом водяного насоса с помощью ремня, так как более высокая частота вращения коленчатого вала приводит к повышению температуры двигателя.

Поэтому чем быстрее вращается шпиндель силового агрегата, тем выше скорость насоса, а значит, тем быстрее циркулирует охлаждающая жидкость. Проще говоря, чем быстрее вращается коленчатый вал, тем быстрее должно быть охлаждение, поэтому частота вращения коленчатого вала и насоса работают в паре.

Основная ошибка.

Неисправный водяной насос может доставить немало проблем владельцу своего автомобиля, так как охлаждающая жидкость циркулирует с перебоями и приводит к перегреву двигателя. Поэтому необходимо знать и понимать, как определить неисправность помпы и своевременно заменить комплектующие.

Стоит отметить, что большинство современных автомобилей оснащаются неразборными насосами. Стоимость комплектующих невысока, и собирать элементы заново не имеет смысла. В таких странах, как США и Германия, такие элементы, как водяные насосы в системах охлаждения, считаются расходными.

Поэтому как определить неисправный водяной насос:

  • При запуске двигателя в холодную погоду из пространства под капотом доносится едва уловимый звук. Стоит отметить, что он может быть связан с другими повреждениями, например, генератора или приводного ремня.
  • Утечка охлаждающей жидкости появляется под шкивом насоса. Это означает, что между валом и корпусом есть люфт или изношено эластичное уплотнение.
  • Во время диагностического теста слышен люфт в подшипнике водяного насоса, но утечки хладагента нет. В этом случае, если насос разборный, достаточно заменить подшипник, в противном случае следует заменить весь элемент.

Сравнение старого и нового насосов

Методы устранения неисправностей

Устранение повреждений водяного насоса зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Поэтому, если водяной насос разборный (в случае старых моделей автомобилей), его можно перебрать, если же он нераскладной, элементы комплекса подлежат замене.

Ремонт складного насоса.

Определив допустимый зазор между валом и корпусом, складной водяной насос следует направить к специалисту, который также сможет определить возможность ремонта элементов. Таким образом, если установлено, что насос ремонтопригоден, необходимо выполнить следующие действия.

  1. Снимите ремень со шкива насоса.
  2. Разберите сам шкив (обычно он крепится тремя или четырьмя винтами).
  3. Снимите корпус и извлеките насос в сборе.
  4. Снимите крыльчатку и вал, удерживающий ее изнутри.
  5. Вытащите приводной вал.
  6. Вытолкните подшипник, который, вероятно, все еще находится в корпусе.
  7. Изношенные детали необходимо заменить.
  8. Сборка выполняется в обратном порядке.

Разумеется, для разных моделей автомобилей этот процесс выполняется по-разному, и все зависит от конструктивных особенностей автомобиля и системы привода.

Снятие насоса с двигателя

Замена неразборного водяного насоса

Процедура замены неразборного водяного насоса достаточно стандартна для всех автомобилей. Шкивы поставляются в сборе, и их не нужно снимать. Поэтому для замены насоса выполните ряд действий.

  1. Снимите приводной ремень со шкива водяного насоса.
  2. Открутите корпус от блока цилиндров.
  3. Снимите водяной насос.
  4. Сборка выполняется в обратном порядке.

Большинство водителей не знают, что между водяным насосом и корпусом двигателя находится прокладка, которая часто не входит в комплект поставки новых деталей и должна приобретаться отдельно.

Последствия несвоевременной замены водяного насоса

Рассмотрев основные проблемы, связанные с устройством, эксплуатацией и выходом из строя водяного насоса, стоит задуматься о последствиях несвоевременной замены изделия.

Многие водители после появления жужжания или течи насоса продолжают эксплуатировать его в таком неисправном техническом состоянии, не задумываясь, чем это грозит. Поэтому существуют косвенные признаки того, что ситуация достигла критической точки.

Например, если вентилятор охлаждения постоянно работает, это может свидетельствовать не только о неисправности термостата, но и о недостатке «охлаждающей жидкости» в системе, которая вытекает из-под шкивов.

Насос двигателя

Поэтому подумайте, к каким последствиям должен быть готов водитель в случае преждевременного ремонта узла.

  • Продолжающаяся утечка жидкости приведет к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, что приведет сначала к постоянной работе термостата для пополнения жидкости, а затем к перегреву.
  • Кроме того, перегрев может привести к серьезным последствиям, в том числе к повреждению внутренних элементов головки блока цилиндров. Самая страшная деформация — это прогиб и искривление плоскостей головки блока цилиндров, что сопровождается и другими страшными последствиями.
  • Постоянный перегрев также способствует тому, что в головке блока и корпусе блока цилиндров образуются трещины, которые очень трудно устранить.
  • Самое страшное последствие — возможность попадания охлаждающей жидкости в камеру сгорания после деформации головки блока цилиндров, которая является гидротурбиной, и как результат — полный и необратимый ремонт силового агрегата или замена двигателя. Это может стать серьезным ударом по карману владельца.

Исходя из вышесказанного, ремонт водяного насоса системы охлаждения необходимо проводить своевременно, при обнаружении первых признаков поломки. В противном случае это может привести к плачевным последствиям для двигателя и владельца автомобиля.

Заключение.

Насос системы охлаждения двигателя является неотъемлемой частью системы охлаждения силового агрегата. Выход из строя этого элемента может привести к тому, что двигатель начнет перегреваться, что чревато негативными последствиями. Первым признаком неисправности помпы является глухой шипящий звук после холодного запуска и течь из шкивов.

Оцените статью
Возврат денег