Накачка шин азотом: в чем преимущества и недостатки?

Закачка шин азотом: зачем и какие есть плюсы и минусы

Зачем в автомобильные шины подается азот: преимущества и недостатки.

Подкачка шин азотом — не слишком популярная услуга среди российских водителей. Однако в Европе и США она используется для профессиональных автомобилей и автобусов. И это не требование правил эксплуатации, а собственный выбор владельца.

Вероятно, корни этой тенденции уходят в Формулу-1. В гонках участвовали первые гоночные автомобили, колеса которых были заполнены азотом (точнее, азотно-воздушной смесью). В то же время технические правила современных гонок позволяют заполнять колеса не только азотом, но и обычным воздухом.

  • Нужно ли накачивать шины азотом?
  • Безопаснее ли азот?
  • Сохранение постоянного давления
  • Увеличивает ли азот срок службы шин?
  • Снижение веса колеса / улучшение управляемости
  • Другие мифы.
  • Конец.

Нужно ли накачивать шины азотом?

Вздутие азотом

Среди водителей нет единого мнения по этому вопросу. Газогенераторы азота и станции техобслуживания, предлагающие эту услугу, естественно, объясняют преимущества азота для накачки шин.

Многие эксперты, напротив, называют эту услугу просто наивностью водителей. Стоит рассмотреть оба аргумента, чтобы понять, какой из них верен.

Со школы мы знаем, что воздух в основном состоит из азота (78 %) и кислорода (20 %). Оставшиеся 2 % состоят из небольшого количества углекислого газа, водяного пара и других газов.

Современные генераторы азота для накачки шин могут достигать содержания азота 95 %. Важны ли эти дополнительные элементы для производительности?

Безопаснее ли азот?

Вздутие азотом

Основным преимуществом использования азота для накачки шин считается повышение безопасности. Это объясняется следующим образом. При изменении температуры шины давление в ней меняется в соответствии с коэффициентом теплового расширения. Значение этого коэффициента для азота в семь раз выше, чем для кислорода.

Во время движения давление в нагретых шинах может повышаться на 0,4-0,7 бар, что очень заметно и в редких случаях может привести к повреждению шин, особенно летом. Но можно ли утверждать, что при накачке чистым азотом эти цифры нужно делить на 7? Конечно же, нет!

Согласно закону Менделеева-Крапелона, необходимо учитывать, что существует зависимость между температурой, объемом и давлением идеальных газов. Азот и кислород начинают вести себя по-разному только при значениях давления в несколько МПа.

Это означает, что при нормальной эксплуатации допустимая разница давления нагрева шин составляет миллиметры от атмосферного давления, но это не всегда выражено, даже в лабораторных условиях. Чем больше само колесо и чем выше давление в шине, тем сильнее будет ощущаться влияние азота.

Сохранение постоянного давления

Вздутие азотом

В качестве второго важного преимущества утверждается, что азот не вытекает из шины, поскольку молекулы азота крупнее молекул кислорода и быстрее проникают в поры шины. На самом деле, с этим трудно поспорить, поскольку диаметр молекулы азота почти на 7 % больше, чем диаметр молекулы кислорода. В абсолютном выражении это 0,02 нм.

На практике утечка смешанного воздуха под давлением 0,5 бар приводит к утечке азота под давлением 0,47 бар. В этом случае содержание азота в шине будет только увеличиваться при дальнейшей накачке обычным воздухом. По логике вещей, это происходит потому, что из шины утекают в основном молекулы кислорода.

Увеличивает ли азот срок службы шин?

Вздутие азотом

Третий фактор в пользу азота связан с его химическими свойствами. Азот, в отличие от кислорода, очень медленно вступает в химические реакции и уменьшает коррозию и старение материала шины, поскольку в азотной смеси гораздо меньше частиц и агрессивных загрязнений, чем в обычном воздухе, подаваемом простым компрессором.

Несомненно, шины, наполненные азотом, изнашиваются гораздо медленнее, чем внутренние. С этим, кстати, никто не спорит. Но что это значит для автовладельцев? Каковы основные причины повреждения шин? Это окисление корда под воздействием кислорода воздуха или возрастной износ внутри шины?

Конечно же, нет! Внешние удары принимает на себя шина. Суровые дорожные условия и механические повреждения являются основными причинами выхода из строя автомобильных шин.

Снижение веса колеса / улучшение управляемости

Вздутие азотом

Еще одно преимущество заключается в том, что азот имеет удельный вес 3,2%, что позволяет снизить вес колеса. Это также очевидно. Что это означает в абсолютных цифрах? Оказывается, около 7 граммов на колесо!

Конечно, реальной роли это не играет. Это значит, что водителям не стоит ждать, что улучшение управляемости приведет к снижению расхода топлива. Возможно, автомобиль действительно будет ехать немного по-другому и расходовать меньше топлива, но разница будет совсем не ощутима.

Другие мифы.

Вздутие азотом

Существуют также мифы, связанные с использованием азота. Например, что азотные шины не перегреваются. На самом деле цена теплопередачи кислорода несколько выше. При попытке найти эти значения разница настолько мала, что их не фиксируют обычными измерительными приборами.

Также от владельцев автомобилей можно услышать, что при замене старых шин на новые азотные шины не только значительно снижается давление, но и автомобиль едет мягче.

Заметное снижение потери давления в колесах в этом случае явно связано не с использованием азота, а с применением новых шин. Кроме того, мягкость хода и снижение шума и вибрации обычно объясняются тем, что при накачивании колес азотом давление падает на несколько десятых атмосферы.

Конец.

Вздутие азотом

Взвесив все «за» и «против», можно утверждать, что положительные стороны у накачки шин азотом действительно есть, но они гораздо более умеренные, чем рекламируется.

Недостаток использования азота в шинах один — цена. Стоимость этой услуги в 20 раз выше, чем обычная подкачка колес. Поэтому водители могут смело принимать самостоятельное решение. Хуже азота, конечно, не бывает, но серьезных улучшений ждать не стоит.

Оцените статью
Автомобильный вестник