Как правильно тормозить на механической коробке передач? Нужно ли тормозить с выжатым сцеплением? Что происходит внутри автомобиля при выжатом сцеплении?

Нужно ли постоянно выжимать сцепление при торможении: разбираемся в вопросе

Как правильно тормозить с выжатым сцеплением или без него на механической коробке передач?

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Автомобили

6 min read Posted on 07. 06. 2019

Как правильно тормозить автомобиль с механической коробкой передач: с выжатым сцеплением или на передаче? Однозначно ответить на этот вопрос не могут даже водители с многолетним стажем вождения автомобилей с механикой. Узнайте, как ведет себя автомобиль в обоих случаях и какой режим торможения эффективнее и безопаснее.

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Что происходит внутри автомобиля, когда выжимается сцепление?

Каждый узел и агрегат в автомобиле должен служить строго определенной цели и выполнять свои обязанности максимально эффективно. Это относится и к трансмиссии автомобиля, частью которой является сцепление. В автошколе инструкторы обучают основам пользования педалями «механического» автомобиля. Левая нога водителя предназначена для управления сцеплением, а правая — для управления акселератором и тормозом.

Сцепление предназначено для временного отключения коленчатого вала от коробки передач, чтобы переключить передачу во время движения или старта. Во всех остальных случаях оно должно быть включено, а коробка передач соединена с двигателем. Выжав сцепление, вы отсоединяете работающий двигатель от рамы и лишаете автомобиль торможения двигателем. При выжатом сцеплении автомобиль продолжает поворачивать, и колеса вращаются исключительно по инерции, что значительно ухудшает управляемость.

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Торможение с включенным сцеплением обеспечивает более плавное замедление. Это снижает нагрузку на тормозную систему и позволяет водителю совершать необходимые маневры в экстренных ситуациях.

Торможение до полной остановки: «Да» или «Нет» сцеплению?

Самая простая ситуация — тормозить на прямом участке автострады до полной остановки автомобиля. Выжав педаль тормоза, подождите, пока автомобиль не остановится почти полностью. Кроме того, выжимайте сцепление только тогда, когда обороты двигателя упадут до уровня холостого хода. Это делается для того, чтобы предотвратить остановку двигателя. Использование этого метода торможения позволяет избежать полной блокировки колес, когда быстро движущийся автомобиль может превратиться в неуправляемую ракету.

Еще одно преимущество линейного торможения сцеплением заключается в том, что тормоза можно отключить в любой момент, пока автомобиль продолжает движение. С технической точки зрения большую эффективность тормозной системы при работающем двигателе можно объяснить следующим образом. Все современные автомобили оснащены вакуумным усилителем, который лучше всего работает, когда привод не отключен.

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Езда с выжатым сцеплением или в нейтральном положении может привести к полной блокировке колес автомобиля, перегреву тормозов, заносу, выходу из-под контроля и другим опасным последствиям. Это особенно актуально, когда автомобиль движется в гору или по обледенелой дороге. Вспомните, как в детстве санки скользили по склонам. Он не может изменить скорость или траекторию движения.

Современные автомобили с антиблокировочной системой тормозов не являются исключением из этого правила: когда ABS отпускает тормоза, сцепление выключается, а колесные тормоза полностью останавливаются, увеличивая общий тормозной путь. На высоких скоростях тормоза не останавливаются при срабатывании АБС, а продолжают работать за счет двигателя.

Это означает, что даже в самых простых дорожных условиях, даже в современных автомобилях, тормоза всегда должны быть задействованы на передаче.

Если вам нужно немного замедлиться…

В некоторых случаях водителю не нужно останавливать автомобиль, достаточно лишь немного замедлиться. Например, при переходе с одной полосы движения на другую. Алгоритм такой же, как и при полной остановке автомобиля на прямом участке дороги. Единственное отличие — при замедлении автомобиль не должен полностью останавливаться и, что немаловажно, двигатель не должен быть выключен.

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Для этого включите скорость и плавно и мягко затормозите. Подождите, пока обороты на этом рабочем маршруте не упадут до минимума. Затем нажмите на педаль сцепления, чтобы перейти на более низкую скорость. Если скорость все еще слишком высока для работы, повторите весь процесс торможения еще раз, пока скорость не станет еще ниже.

Опасность для жизни!

Теперь рассмотрим различные случаи, когда даже небольшие ошибки при торможении могут привести к трагическим последствиям.

Первый — это экстренное торможение, когда автомобиль должен остановиться любой ценой и как можно быстрее. Например, ребенок внезапно выскочил на улицу или перед вами произошла авария. Действия водителя в этом случае очень просты. Немедленно нажмите на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Оставляйте сцепление только после того, как поворот будет сведен к минимуму. Таким образом, вы предотвращаете отказ двигателя и получаете свободу маневра при внезапном возникновении опасности на противоположной стороне.

Например, вы можете снизить скорость, объехать внезапно возникшие препятствия или потерять пешеходов, переходящих дорогу, но автомобиль позади вас не остановится. В этом и заключается риск эмболизации автомобиля, который остановился перед вашим транспортным средством из-за бездействия. Эту ситуацию можно предотвратить, слегка сместившись вперед или в сторону. Однако это можно сделать только в том случае, если автомобиль полностью исправен, двигатель работает и скорость включена.

Как правильно тормозить в ручном режиме: с выжатым сцеплением или без?

Типичная ошибка многих бесконечных водителей — одновременное нажатие сцепления и тормоза при экстренном торможении. Такой способ быстрее останавливает велосипед, но не автомобиль. Если вы перестанете крутить педали и одновременно нажмете на тормоз на велосипеде, это остановит велосипед быстрее, но на автомобиле это не сработает.

В автомобилях без ABS нажатие на сцепление и тормоз блокирует колеса. В результате «железный конь» просто закусывает удила. Это означает, что он перестает следить за рулем и летит по прямой трассе. Ситуация не намного лучше, если ваш автомобиль оснащен встроенной антиблокировочной системой тормозов.

Все вышесказанное относится и к снижению скорости при входе в закрытый поворот. Но здесь, помимо риска потери контроля над автомобилем, существует также возможность неконтролируемого скольжения. Выжатые сцепления особенно опасны при торможении в сложных дорожных условиях. На льду, в грязи или на мокром асфальте. Внезапная блокировка колес при вхождении в крутые повороты неизбежно приведет к вылету автомобиля с трассы.

Советы для неуклюжих инженеров.

Как правильно нажимать на тормоза в автомобиле с механической коробкой передач: независимо от того, выжато сцепление или нет?

Неопытным водителям автомобилей с механической коробкой передач можно дать отличный совет — используйте сцепление только по назначению:

  • Когда вы начинаете движение с вертикального старта,
  • Если во время движения вам необходимо переключиться на более высокую или низкую скорость,
  • Когда машина полностью неподвижна, переведите рычаг коробки передач в мертвое положение, а затем нажмите на ручной тормоз.

Ни в коем случае не пытайтесь остановить машину, выжимая сцепление. Торможение двигателем гораздо эффективнее и безопаснее, чем неконтролируемое движение с заблокированными колесами.

Оцените статью
Автомобильный вестник