Что такое ось? — Авто-тайки.

Цапфа: устройство и неисправности

Что такое сапог?

Цапфа

Вал — это часть вала и оси в сборе, в которой находится один или несколько подшипников. Шарниры расположены на передней и задней осях. В зависимости от типа подвески существует множество вариантов роторов, используются различные сплавы. Рулевой вал виден со всех сторон.

Стальная деталь крыльчатки.

Крылья постоянно подвергаются высоким нагрузкам, даже когда автомобиль неподвижен, поэтому они должны быть изготовлены из самых качественных и прочных материалов. Чугун прочен, но хрупок, и его не следует использовать для изготовления этой детали. Кривошип изготовлен из стали марки 35ХГСА методом литья.

Эта сталь состоит из следующих элементов.

  • Уголь. Этот элемент придает сплавам железа свойства стали и обеспечивает прочность после термообработки.
  • Сера и фосфор. Их количество строго контролируется, поскольку их избыток делает сталь морозной и хрупкой.
  • Кремний и марганец. Они специально добавляются в металл во время плавки и действуют как раскислители. Кроме того, они в некоторой степени нейтрализуют серу.

Некоторые виды рулевых наконечников изготавливаются из высоколегированной или углеродистой стали. В этом случае детали получаются более прочными, имеют более длительный срок службы и положительно влияют на безопасность автомобиля при движении в сложных условиях. Недостатком легированных и углеродистых сталей является их высокая стоимость, однако сталь марки 35 ХГСА достаточно прочна (при термообработке).

Конструкция вала

Цапфа

В большинстве случаев валы изготавливаются из легированной стали, чугуна или алюминия. Основные требования к изделию — прочность и способность выдерживать ударные нагрузки. Помимо алюминия, характер рулевых наконечников подразумевает невозможность их ремонта, так как они ломаются при царапинах.

Рулевые наконечники делятся на три категории.

  • Для независимой подвески передней оси,
  • Для полунезависимой подвески задней оси,
  • Для задней оси с независимой подвеской.

Передняя ось.

Ось здесь называется рулевым кулаком, поскольку она выполняет функцию поворота колес. Ось имеет вал для конического подшипника или отверстие для ступицы. Она соединена с подвеской с помощью рычага с шаровой опорой.

  • В подвесках с двойными поперечными рычагами (ВАЗ 2101-2123, ‘Москвич’) ось соединена с двумя рычагами через нижний и верхний подшипники.
  • В подвесках типа МакФерсон нижняя часть шарнира соединена с рычагом через шаровую, а верхняя обеспечивает соединение с амортизатором, который удерживается кронштейном в чашке кузова.

Кроме всего прочего, ось имеет отверстие или сошку для рулевого пальца, что позволяет колесам поворачиваться с усилием, приложенным к рулевому колесу.

Задняя ось.

В пуансон задней подвески внесено несколько изменений.

  • Для балок (полунезависимая подвеска) ножницы имеют несколько отверстий для соединения с балкой, валом ступицы в сборе и винтом для соединения с подшипником ступицы. Установите головку на балку, насадите ступицу в сборе на вал головки и затяните центральной гайкой.
  • Независимая подвеска имеет осевые валы такой же конструкции, как и передняя подвеска; один или несколько рычагов установлены на поворотных валах, которые соединены с осевыми валами плавающим уплотнительным блоком. Существует также модифицированная версия (алюминиевый вал), в которой к поворотному валу прижимается плавающий блок уплотнений. В большинстве случаев подшипники не запрессовываются в заднее колено, а ступица в сборе крепится четырьмя или пятью болтами.

Срок службы вала и причины поломки

Цапфа

Срок службы поворотного кулака рассчитан на весь период эксплуатации автомобиля. Отказ вала может произойти в следующих ситуациях.

  • Дорожно-транспортные происшествия, сильные удары, приводящие к деформации подвески и повреждению шарнирного рычага,
  • Высокоскоростные наезды на глубокие выбоины, которые в случае алюминиевых шарниров могут вызвать деформацию шарнира и сделать невозможной стабилизацию поворота колеса.
  • Износ посадочного места ступичного подшипника может быть вызван длительной ездой с ослабленной ступичной гайкой или управлением автомобилем с неисправным подшипником (сильное тяговое усилие вызывает сильное трение и вибрацию).

Очень редко износ может произойти в подшипниковых узлах цапф и подшипников рулевого кулака. В этом случае сильные зажимы не помогут. Шарнир по-прежнему болтается на «ухе» кулака, и эксплуатация автомобиля в этом случае запрещена.

Признаки неисправности.

Обратить внимание на состояние рулевого кулака следует в следующих случаях.

  • При повороте рулевого колеса слышен стук,
  • Имеется люфт в ступице колеса,
  • При проезде через небольшие отверстия слышен отчетливый звук «стук».

При появлении таких симптомов рекомендуется как можно скорее обратиться в сервисный центр для диагностики. Для выявления проблем с прозрачным валом необходимо разобрать устройство (снять все элементы системы, подключенные к прозрачному валу). Некоторые неисправности (повышенный локальный износ) можно определить визуально.

Как заменить?

Цапфа

Замена прозрачного вала — процесс трудоемкий. Следует рассмотреть различные варианты.

Передние шарниры.

Для замены прозрачного вала необходимо сразу заменить подшипники в ступице или весь комплекс. Перед разборкой необходимо сразу же просушить центральную гайку ступицы (требуется длинный рычаг), просушить гайки подшипников и рулевые принадлежности. После того как колесо вывешено, его снимают. В первую очередь необходимо срезать выступ рулевой тяги, чтобы вал свободно вращался. Затем демонтируются подшипники (если движение переднее, то снимается амортизатор) и вынимается кулак. Важно предварительно обработать соединение «мокрым ключом», так как болты и гайки подвески часто подвержены коррозии. Валы устанавливаются в обратном порядке.

Очистите заднюю часть.

Если стойки независимые, принципы разборки и сборки те же. Для узлов с полуобновленной балкой достаточно снять колесо, а затем открутить четыре болта, удерживающие шарнир. При снятии старой ступицы ее необходимо выпрессовать, что можно сделать с помощью трехфутового съемника или гидравлического пресса. При установке новой ступицы крепежные болты должны быть новыми. Их следует продублировать бронзовой смазкой.

После установки нового прозрачного вала необходимо отрегулировать подшипники и смазать ступицу.

Видео по теме.

В качестве примера ниже показан краткий видеоролик, демонстрирующий замену прозрачного вала на автомобиле Dacia Logan.

Оцените статью
Автомобильный вестник