Цены на бензин и дизельное топливо резко растут. Почему в России вдруг резко подорожало топливо и что будет дальше — KP. ru

топливо, цена, россия, год, рост, страна, бензин, нефтепродукт, фактор, производитель

Бензин и дизель подорожали: почему в России внезапно выросли цены на топливо и что будет дальше — KP ru

Почему бензин становится все дороже и дороже? Когда он закончится?

Российские фермеры такого не помнят — летом этого года дизельное топливо (ДТ) буквально запустили по цене. В последние дни августа Союз фермерских народных союзов провел мониторинг в 18 регионах страны. Только за последние два месяца (самые жаркие для фермеров) они обнаружили, что цены на топливо выросли от 26% до 40%. На Кубани ситуация еще хуже.

— В феврале оптовая цена на дизельное топливо в Краснодарском крае была на уровне 47 000 рублей за 56 тысяч, с июня и июля — 61 тысяча. (См. также.) . Это рост на 45% за два месяца! Последние несколько лет цены летом повышались, но в пределах нескольких процентов, рассказал «Кубани» Константин Юров, президент «Народных фермеров Кубани». Цены на АЗС всегда корректируются с задержкой. Как нам объяснили поставщики, на цены влияют два фактора: на стоимость бензина влияет цена экспортируемого продукта и цена экспортируемого продукта. В результате экспортные цены выросли (и, соответственно, стали более выгодными — см. ниже). Внутри страны.

В результате проведенной работы Народный союз обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проконтролировать эффективность резкого повышения цен.

По данным РОССТАТа, потребительские цены на топливо с начала года выросли незначительно. Бензин прибавил всего около 5-6%. Однако основной рост пришелся на летние месяцы. И сейчас биржевые цены резко растут — в августе только на Международной бирже в Санкт-Петербурге стоимость летнего дизельного топлива выросла до 68 000 (+18%) за 578 000 рублей. В европейском секторе Россия достигла рекорда в 74, 768 руб/т (+11% за месяц), а тонна бензина АИ-92 выросла до 64, 633 руб (5% с конца июля).» Очевидно». [naggazhno].

Цены пришли оттуда, откуда их не ждали.

В августе цены на бензин и дизельное топливо практически каждый день били рекорды. По мнению экспертов, опрошенных корреспондентом «КП», на ситуацию повлиял сразу ряд факторов.

Причина первая.

В мае — июне многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России были закрыты на плановый ремонт, что привело к дефициту топлива и, соответственно, росту цен. В 2020 году глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов предложил публиковать программу ремонта НПЗ заранее. Неслучайно, что в 2020 г. Независимая топливная ассоциация также выступала за изменение графика ремонтов НПЗ и публикацию информации о них.

В конце июля даже вице-премьер российского правительства Александр Новак объяснил дефицит топлива и цены на него профилактическим закрытием НПЗ. Сейчас НПЗ выйдут из ремонта, поэтому количество топлива, поступающего на рынок, увеличится, и ситуация стабилизируется», — сказал вице-премьер журналистам. Однако в августе цены на топливо продолжали расти. Оказывается, это не просто ремонт.

Причина вторая.

По железной дороге увеличиваются условия доставки грузов, в том числе топлива. И это, конечно, сказывается на ценах. С другой стороны, сезон отпусков сказывается на загруженности линий. Многие россияне отправились на юг России поездом, а не за границу, так как несколько крупных российских аэропортов сейчас закрыты. На железные дороги приходится интенсивная военная нагрузка. Поэтому топливо не всегда быстро доходит до пунктов назначения, а в некоторых районах наблюдается его нехватка. А где нехватка, там и высокие цены.

- Не вините никого, кроме цены на дизель.

— Некого винить, кроме цены на дизельное топливо! Фото: shutterstock

Причина третья.

Многие считают, что экспорт нефти является одним из факторов, влияющих на рост цен на валюту. Мол, бензин и дизельное топливо экспортируются за границу, что делает их дороже внутри страны. Конечно, такие проблемы существуют. Однако достоверно оценить объемы экспорта сложно. С другой стороны, некоторые производители занимаются серым экспортом и скрывают свои реальные поставки от надзорных органов. Экспорт. с марта 2022 года и далее. Однако многие эксперты убеждены, что экспорт топлива должен быть снижен. Тогда и цены будут снижаться.

— На наш взгляд, если правительство не ограничит экспорт, то рост цен на топливо отразится на конечной стоимости сельхозпродукции — цены на нее вырастут», — говорит Константин Юров.

По данным независимых организаций, экспорт увеличился, особенно в конце весны и начале лета (по совпадению, Индия, Китай и Турция в настоящее время являются основными покупателями нефти и нефтепродуктов). Однако в августе, как сообщает Bloomberg, Россия начала продавать топливо за рубеж из-за цен, введенных странами G7, по которым теперь платит за топливо российское правительство, и правительство теперь пытается продать топливо другим странам, чтобы повысить цену на него.

Конечно, правительство осознает эту проблему. С одной стороны, стране нужны деньги, а экспорт нефтепродуктов их обеспечивает. Не последнюю роль здесь играет и курс доллара. С начала года он вырос почти на 40 %. При таком курсе производителям очень выгодно поставлять топливо за рубеж, а не на внутренний рынок. Но, с другой стороны, дефицит топлива и растущий фондовый рынок в конечном итоге приведут к снижению потребления топлива и инфляции предложения.

Приложение 4.

На цены также повлияло запланированное на сентябрь сокращение правительством субсидий нефтедобывающим компаниям — амортизационная адаптация, резюмирует SO. Проще говоря, демпфер — это бюджетная компенсация для производителей, которые поставляют топливо на внутренний рынок, а не за рубеж, когда российские цены ниже мировых. Обратное также справедливо, если цена бензина в стране выше экспортной. Нефтяные компании уже перечисляют деньги в бюджет. Система работает с 2019 года, но в конце июля Заксобрание приняло закон об адаптации механизма. Согласно закону, с 1 сентября 2023 года и до конца 2026 года демпферы будут снижены на 50 % как для бензина, так и для дизельного топлива.

Экономия бюджетных средств вырастет примерно до 30 миллиардов рублей в месяц, но экспорт топлива станет еще более привлекательным для нефтедобывающих компаний.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт в области экономики, утверждает: «Нефтяные компании смогут экспортировать топливо государству, что является большим преимуществом для нефтедобытчиков. В то же время это стимулирует нефтяные компании не реагировать на действия государства и включать цены».

Причина 5.

Одной из ключевых пропорций роста оптовых цен является «высокий период» потребления топлива, к которому рынок никак не может привыкнуть. В нашем сознании есть удивительная тревога по поводу черномырдина. Такого больше не случалось.

Потребление топлива автомобилями резко возрастет летом, особенно с 2020 года», — сказал Игорь Юшков «Комсомольской правде». — Люди стали больше путешествовать на машинах после начала распространения коронавируса, и тенденция к росту внутреннего автотуризма будет неуклонно распространяться с 2020 года. 2022 г., чему способствовало закрытие многих аэропортов на юге страны, и люди стали ездить на отдых к морю. В последнее время снижение курса рубля и повышение рублевой стоимости поездок за рубеж также привели к росту числа внутренних туристов. Эти факторы также привели к росту внутреннего туризма» внутреннего потребления, особенно бензина в 1992 и 1995 годах.

По мнению экспертов, рост цен на дизельное топливо связан с тем, что август — это период интенсивных сельскохозяйственных работ, особенно на юге страны. Поэтому в этот период здесь резко возрастает потребление дизельного топлива, что сказывается на ценах.

Эксперт резюмирует: «Спрос значительно вырос, что вызывает дефицит, но рынок не успел адаптироваться к росту потребления в последние годы». Несмотря на то, что склады работают в летний сезон, многие нефтеперерабатывающие заводы все еще проводят летнюю профилактику. Все живут в старой парадигме, и отрасль не адаптируется к меняющимся требованиям».

Прогноз.

Кризис закончился, но цены на АЗС больше падать не будут.

Изменения в механизме амортизации, вступившие в силу с 1 сентября (т. е. удвоение государственных субсидий для производителей, продающих нефтепродукты в России — см. «Причина 4»), оказывают дополнительное давление на биржевые цены на топливо; «Причина 4», вступившая в силу с 1 сентября, оказывает дополнительное давление на биржевой курс топлива Правительство также оказывает дополнительное давление на обменный курс топлива. Кроме того, производители нефти лишились субсидий и поэтому более заинтересованы в поддержании высоких цен на внутреннем рынке. Однако многие эксперты убеждены, что резкого роста цен допускать нельзя.

Во-первых, снижение потребления топлива на внутреннем рынке в результате роста цен невыгодно как производителям, так и остальным. Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть ужесточены правила продажи валюты внутри России. В настоящее время компании должны продавать на внутреннем рынке не менее 13 % бензина и 9,5 % дизельного топлива, но уже сейчас звучат призывы значительно повысить этот порог — до 50 % и 33 % соответственно.

У правительства есть и другие меры. Например, Министерство энергетики предложило два варианта предотвращения так называемого серого экспорта: создание списка экспортеров и выдача экспортных лицензий. А буквально вчера стало известно, что правительство намерено утвердить список специальных экспортеров нефтепродуктов — об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Тем, кто не попал в этот список, запрещено продавать топливо за рубеж. Таким образом, топлива в России станет больше, а цены упадут. На рост цен влияют и сезонные факторы.

— Пик кризиса пройдет, и спрос на топливо снизится. Ведь в сентябре-октябре закончится автомобильный сезон и сельское хозяйство, — делится своим прогнозом эксперт Игорь Юшков. — Но я не думаю, что будет снижение цен в розничном секторе. И главное, что сейчас беспокоит, — не опередит ли рост цен на топливо инфляцию в конце года». (По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, в 2023 году инфляция будет колебаться в пределах 6%. — С. Т. М.).

А именно.

Рынок топлива в 2023 году будет неспокойным

Оптовые цены сейчас растут гораздо быстрее розничных, и динамика цен на бензин на АЗС в 2023 году, конечно, расстроит многих водителей (см. «Очевидное»), но они очень незначительны по сравнению с резким ростом биржевых цен на топливо. Таблица слева. Курсы валют мало волнуют рядового потребителя, но они влияют на цены на топливо на АЗС. К счастью, правительству пока удается с этим справляться.

Просто цифры.

Только цифры Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Напрямую.

Как выросли розничные цены на топливо

Средние потребительские цены на топливо за последний год изменились не так сильно, как цены на фондовом рынке. Рост розничных цен обычно не превышает уровня инфляции благодаря договоренностям между нефтяными компаниями и правительствами и компенсационным выплатам (включая амортизационные механизмы). Однако до сих пор темпы роста цен на АЗС превышали уровень инфляции, который на начало 2023 года составил 3,65 %. (В настоящее время годовой уровень инфляции составляет 5,03%). Однако оптовые цены на бензин и дизельное топливо в этом году выросли аномально (см. «Конкретно»). Такое соотношение сил ударило по фермерам, которые покупают топливо только по оптовым, а не по розничным ценам. Однако обычные россияне заправляются на АЗС. По данным Росстата, вот как изменились цены за последний год

Рост цен на топливо на автозаправочных станциях

Каковы цены на топливо в рознице?

Читайте также здесь.

Возрастная категория сайта 18 лет и старше

Издание сети (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 года.

Главный редактор — Олеся Носова.

Главный редактор сайта — Виктор Канский.

Автор современного издания — Сунгоркин Владимир Николаевич.

Сообщения и комментарии читателей сайта публикуются без предварительной обработки. Редакция оставляет за собой право удалять или редактировать такие сообщения и комментарии с сайта, если они являются злоупотреблением массовой свободой информации или нарушением других требований законодательства.

ОАО «Издательский дом «Комсомольская правда» НДС: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, телефон +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы сайта www. kp. ru принадлежат ОАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране результатов интеллектуальной деятельности» и не могут быть собственностью. Он не может быть использован другими лицами в любой форме без письменного разрешения правообладателя.

Права на интеллектуальную собственность и контакт с редакцией: kp@kp. ru.

Оцените статью
Автомобильный вестник