Быстрый поток Триумфа: редкие военные тракторы Тетраксон KZKT—Автомобильный журнал

Независимые дизайнеры представили собственный вариант современного тягача МАЗ

быстрый поток триумфа: редкие военные тракторы тетраксон кзкт

Широкая популярность автомобилей МАЗ-537 Курганского тракторного завода (КЗКТ) в советской армии странным образом сочеталась с постоянным появлением мелких недочетов и недоработок, крупных недостатков и конструкторских ошибок. К ним относились недостаточная вместимость кабины, низкая мощность и топливная экономичность, короткий ресурс танкового двигателя Д-2А. Кроме того, частые, сложные и напряженные работы и ремонтные задания потребовали создания ремонтно-эксплуатационной базы со штатом специалистов.

Первой крупной работой курганских конструкторов считается секретный прототип трактора Маз-545, разработанный в минском СКБ-1 и укомплектованный новым восьмилетним экипажем и экипажем-такелажником.

Маз-545 (1969-1977).

Появление этого тягача ускоряется в связи с острой необходимостью устранить многочисленный дефицит серийных машин МАЗ-537 и более жесткими требованиями Министерства обороны по созданию более мощных тяжелых тральщиков со средствами защиты от ядерного оружия, импортом бронетехники в военное дело. .

Первые опытные тягачи МАЗ-545 с МАЗ-545А с допустимой нагрузкой 25 и 15 тонн были собраны в 1969-1970 годах на серийных рамах МАЗ-537. Их главной особенностью была четырехдверная кабина с двумя рядами боковых сидений и смотровым люком в крыше. Впервые от дизельного двигателя Д-2А можно было отказаться. Его заменили 650-сильным близким родственником A-Multi-Fuel V12 с турбонаддувом. Вторым важным новшеством стала классическая четырехступенчатая механическая коробка передач вместо прежней трехступенчатой планетарной. Это была гидромеханическая коробка передач. Запас хода был достаточным, чтобы работать без коробки передач. От коробки передач крутящий момент передавался непосредственно на центральный редуктор и распределялся на главные шестерни моста.

В 1973 году появился пятый Маз-545 в модифицированном варианте с водонепроницаемой кабиной и съемными крыльями; балластный вариант МАЗ-545А не отличался от модели МАЗ-537А центрально расположенным барокамерой.

Обе машины успешно прошли длительный цикл заводских и войсковых испытаний, выявивших множество дефектов и слабых мест Об этих событиях вспоминает Е. Ф. Кобылянский, подполковник в отставке и бывший военный руководитель испытаний. Во время испытаний обнаружилась неисправность опытного образца броневого двигателя. В танках двигатели при запуске работают на максимальном крутящем моменте огромной пули. На тракторах вместо этого была установлена облегченная амортизационная схема. Высокий крутящий момент приводил к тому, что вал редуктора с турбонаддувом разрушался или перекручивался при запуске…» В итоговом отчете говорится, что МАЗ-545 имеет «адекватную производительность и хорошо реагирует на общие технические условия», но основные показатели не отличаются от серийного МАЗ-537. Отягчающими обстоятельствами были также аналогичные тракторы «Оплот», созданные в Минске, нерешенные проблемы с приобретением двигателя В-38 и проблемы с доработкой кабины.

Однако конструкторы КЗКТ продолжали совершенствовать МАЗ-545 вплоть до середины 1970-х годов, когда первые кабины были переделаны в усиленную водонепроницаемую конструкцию с плоской передней стенкой, перенесенной вперед и установленной под небольшим обратным углом наклона. В последней версии добавлен барьер в виде стального ограждения с приваренными опорами, за которым видны самые обычные кабины.

В то же время инженеры КЗКТ вели планомерную работу по совершенствованию серийного тягача МАЗ-537, и только в 1976 году эти работы привели к созданию первого автомобиля, спроектированного и построенного полностью в Кургане. 537 г 525 л.с. МАЗ-537Г создан с рамой Это был многоходовой балластный тягач КЗКТ-537Л с лебедкой. Его сборка началась в 1978 году. Он считался тягачом грузоподъемностью до 200 тонн, но в основном использовался для буксировки 75-тонной автодорожной системы.

В отличие от оригинального МАЗ-537А, автомобиль получил короткую съемную заднюю платформу с отверстиями для прохода тросов. После испытаний была принята на вооружение и используется до сих пор.Экспериментальный тягач КЗКТ-537М отличался от 500-сильного быстроходного ЯМЗ-240НМ установкой автомобильного дизеля V12.

В 1980-х годах на заводе собирали упрощенную балластную версию КЗКТ-537П без победителей. Снова были установлены долгожданные откидные скамейки для персонала, дровяник и тент. Тягач использовался в основном в качестве ракетобуксировщика в Ракетных войсках стратегического назначения.

С помощью СКБ-1 в Минске, достраивая прежние и создавая новые машины, Курганский завод, возглавляемый новым Глебом Александровичем Домрачевым, приступил к проектированию и производству собственного варианта КЗКТ. Их базой стал Маз-545 с большой кабиной и двумя передними дверями, переименованный в КЗКТ-545; в 1976 году он принял участие в заводской проверке, которая через два года превратилась в еще один опытный образец КЗКТ-7426.

Тракторы КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427 (1978-1987).

Считается, что к новому развитию Курганский завод подтолкнуло постановление кабинета министров от 6 апреля 1978 года, в котором ему поручалось организовать производство новейших 650-сильных тягачей «Опрот», разработанных на МАЗе. Из-за отсутствия производственных мощностей и средств на строительство нового завода, а также напряженной ситуации с качеством готовой техники появление новых тяжелых машин в советских вооруженных силах было пресечено и затянулось еще на 10-12 лет. Наконец, тягач МАЗ-537 начал стареть.

К тому времени в Кургане с 1976 года уже велись активные работы по созданию собственной линейки 650-сильных тягачей под руководством будущего главного инженера Виктора Агеевича Пискарева. Ее возглавила машина КЗКТ-7426, которая рассматривалась как альтернатива серии «Оплот».

В 1978 году на тракторах КЗКТ-7426 до начала серийного производства появился тракторно-балластный вариант. Их конструктивной основой по-прежнему оставался «основательно модернизированный» МАЗ-537, который переоснастили турбированным 650-сильным дизельным агрегатом Д12АН-650 V12 и почти всеми прежними системами двигателя Д12А-525. При этом агрегаты трансмиссии и шасси остались полностью неизменными. Из новшеств обещают увеличенную двухдверную кабину с двумя рядами боковых сидений, люк в крыше, повышенную герметичность, систему вентиляции фильтров и плоскую переднюю часть, уже опробованную на МАЗ-545.

В 1979-1980 годах автомобили с общим пробегом более 20 000 км проходили приемочные испытания. В итоговом отчете говорилось, что хотя КЗКТ-7426 имел «более высокие показатели удельной мощности, скорости и гарантированной наработки», силовой агрегат и трансмиссия «работали ненадежно», но увеличенный ресурс двигателя оставался неудовлетворенным требованием: период гарантированной наработки до ремонта составлял 1 000 часов. 000 часов не были превышены.

На небольших сравнительных испытаниях в 1983 г. КЗКТ-7426 получил модернизированную кабину, плоскую переднюю защитную панель с шестью сварными опорами, трехсекционное ветровое стекло и характерный наклон фальшкрыши. По сравнению с базовой моделью МАЗ-537Г масса тележки тягача увеличилась почти на 2 тонны, а общая масса грузового состава превысила 94 тонны. За счет несколько меньшего расхода топлива и увеличения емкости штатного топливного бака и резервного бака полуприцепа запас хода увеличился до «посредственного» значения в 1 760 км.

По мнению армейцев, внедрение трактора КЗКТ-7426 «может привести к увеличению разнообразия парка за счет снижения некоторых показателей эффективности». Тем временем, поскольку Минск не мог организовать серийное производство семейства «Оплот», курганский вариант был официально принят на вооружение как «резервный вариант «Оплота» и как перспективное средство будущей замены серии 537.

После изменений с 1984 по 1987 год появилась модернизированная версия с самопроизвольной дифференциацией, автоматическим выбором расстояния между колесами и двухконтурной тормозной системой с пневмоэлементами, интегрированными в полулыжу.

Седельно-сцепное устройство и зимний грузовик KZKT-74262 стали прямыми изменениями базовой модели. За счет отказа от Barcos вторая версия 74263 стала легче на 5 тонн, а 16-тонный зимний тягач KZKT-74261 — это уже выпускавшаяся версия KZKT-537L с новым силовым агрегатом и кабиной. После регулярных испытаний все они были предложены к утверждению и серийному производству. С учетом новых изменений.

В начале 1980-х годов по заказу Министерства транспорта РСФСР Курганский завод разработал балластный тягач КЗКТ-7427, предназначенный для доставки очень тяжелых грузов в сложных дорожных и погодных условиях. Внешне он отличался от модели 7426 новой четырехдверной кабиной Orometal с передней частью прямоугольной формы, трехстворчатыми передними окнами, высокой крышей и громоздкими бамперами с фонарями.

В 1985 году были собраны два опытных образца КЗКТ-7427. Первый оснастили более экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 (650 л.с.) с наддувом. В следующем году трактор прошел жесткие испытания при температуре окружающей среды до +43°. Одним из заданий была доставка двух турбинных колес на 150-тонный многоосный прицеп на Ташкумирской ГРЭС на реке Нарын в Узбекистане. Таким образом, политическое орудие КЗКТ-7427 неожиданно было объявлено основой нового военного семейства во главе с головной моделью КЗКТ-7428.

КЗКТ-7428 (1988-2010)

Только после 25 лет производства тягачей МАЗ-537 на Курганском заводе наконец-то появилась достойная замена. Версии. ЯМЗ-8401. 10. Дизельный двигатель мощностью 10 л.с. с бронированным электрооборудованием, мощным генератором и электростартером.

Модернизированная герметичная кабина с тремя передними наклонными окнами имела высокую крышу с сильно наклоненными боковыми скатами и смотровыми люками. Первые серийные модели оснащались опорами переднего борта, а с 1989 года — полностью сварными стенками кабины. Для повышения долговечности это снова был Bibli, а сохранившиеся контуры задних дверей лишь имитировали их реальное наличие. Второй ряд кабины имел четыре места для экипажа буксировщика и трансформировался в два спальных места.

Первой производной версией базовой машины стал тягач КЗКТ-74281 с лебедкой, а второй — 74282 с балластом для использования на автопоездах массой до 117 тонн Все три базовые машины были приняты на вооружение Советской Армии и в 1990 году официально поступили в серийное производство и успешно прошли испытания для принятия на вооружение. Это оказалось виртуальным: последней новинкой марки КЗКТ в 1991 г. стал экспериментальный специальный тягач КЗКТ-74283 со смещенным на 345 мм седельно-сцепным устройством.

В пору перестройки и разоружения Курганский завод остался без военных заказов, был разделен и преобразован в ОАО «Русич» В начале 1990-х годов веселая атмосфера прежних спокойных дней была замаскирована переходом на коммерческие издания.

К концу 1990-х годов под названием «Русич» был создан опытный образец рамы 74286 с дизелем «Ярослав» мощностью 500 л.с. и грузоподъемностью до 30 тонн на 74287. В это же время ему удалось организовать мелкосерийное производство модифицированного военного тягача КЗКТ-74281, который поступил на вооружение греческой армии.

В зависимости от пункта назначения они сотрудничали с прежними трехлетними полуторками ЧМЗАП-9990 и новыми КЗКТ-9101 и КЗКТ-93882 с полезной нагрузкой 53,5 и 60 т соответственно. Для доставки 50 000 л топлива использовался полуприцеп-цистерна PPC-50 с тремя осями рамой.

В 1992 году в рамках КЗКТ-74281 началась сборка автомобиля МТП-А4. 2 конструкции 21 NIII, который являлся развитием модели МТП-А4. 1 на базе тягача МАЗ-537Г. Его назначением было оказание помощи водителям тяжелых армейских машин в пути, решение проблем, дозаправка и эвакуация в полузагруженном состоянии или двойной жесткой буксировкой. Машины оснащались лебедками для эвакуации поврежденной техники, подъемными устройствами для буксировки и эвакуации зависимой техники, крытыми кузовами для хранения опор, инструментов, запасных частей и материалов.

В середине 2000-х годов на КЗКТ-74281-012 были собраны 15-тонный тягач-тяжеловоз «Кетт-Т» и 25-тонный 15-тонный аттракцион.

В заключение, справедливости ради, следует отметить, что все последние изделия КЗКТ по общим параметрам и внешнему виду выглядели так же искренне, как четыре знаменитых танкера немецкой фирмы Faun. — Избранные Elephant (слон) и Mammoth (мамонт) мощностью до 735 л.с.

Курганский завод оказался в безнадежно провальном положении, так как внешнее родство с известной техникой Западной Европы не было синонимом будущего успеха, а спрос на достаточно дорогую военно-политическую продукцию полностью отсутствовал. В конце апреля 2011 года он был признан банкротом, неспособным управлять новыми жесткими правилами ведения военных действий.

Фото без ссылки на источник — из досье писателя

Оцените статью
Возврат денег