Барабанные тормоза: как они работают и как их ремонтировать — — Автомобильный журнал

Барабанные тормоза: устройство, плюсы и минусы

Барабанные тормоза: как они работают и как их ремонтировать

Конечно, барабаны давно проиграли эволюционную войну с дисками, но до сих пор они очень активно используются в более дешевых и легких автомобилях. Всякие Lada, Renault Logan, VW Polo седан, Skoda Rapid, Dawmatis — список вполне современных моделей, в которых используются эти архаичные, но долговечные тормозные механизмы, очень велик. А значит, не лишним будет знать, как они устроены. После теоретической подготовки отправляйтесь в ремонтную зону. Там вы увидите редкий китайский барабан Chery Jaggi Sedan, хорошо известный в России под названием QQ.

Строим барабанный тормоз

Барабанные тормоза не претерпели радикальных изменений по сравнению с их парадным видом 1902 года, благодаря отсутствию луара. Однако движение этих тормозов было только механическим, поскольку они были тросовыми. Кроме того, автоматическая регулировка отсутствовала, поэтому водитель должен был регулярно проверять зазор между колодкой и барабаном. Однако базовая конструкция, повторюсь, мало изменилась.

Давайте обсудим наиболее распространенные и классические конструкции барабанных тормозных механизмов. Тормозной щит. Тормозной щит строго закреплен на корпусе заднего моста или колесном валу и не вращается. Также существуют барабаны, закрепленные на ступице колеса, которые вращаются вместе с ней и колесом.

DSC_7554

Тормозные колодки установлены на тормозном щите. С одной стороны колодки расположены на оси, а с другой — на поршнях вспомогательного тормозного цилиндра (хорошо видны на рисунке). При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость расширяет поршень рабочего цилиндра, который, в свою очередь, расширяет тормозные колодки. Колодки прижимаются к поверхности барабана, и автомобиль замедляется. Фрикционные накладки приклеены или прибиты к колодкам. Чтобы колодки не отваливались, в них установлена прижимная пружина.

Прелесть этой конструкции в том, что одна из колодок обладает клиновидными свойствами (так называемая активная колодка). Для примера представьте себе автомобильное колесо. Хорошо поверните его и попытайтесь рукой вставить какой-нибудь предмет между колесом и аркой. С одной стороны предмет выталкивается, а с другой — втягивается. Пространство между колесом и аркой удерживает колесо на месте. Аналогичная ситуация и с колодками.

Второй пэд (пассивный) отталкивается от барабана, и его эффект меньше, чем у первого пэда. Это, с другой стороны, раздражает. Чтобы компенсировать эту разницу, фрикционная накладка пассивного пэда больше, чем фрикционная накладка активного пэда.

Недостатком крепления колодок является то, что тормозное усилие не увеличивается по сравнению с усилием на протекторе. Проще говоря, при нажатии на педаль тормоза происходит гораздо большее замедление, чем ожидалось. С дисковыми тормозами дело обстоит иначе.

Чтобы колодки могли вернуться в исходное положение после торможения, они оснащены возвратными пружинами. Во многих случаях, когда тормозной механизм заднего колеса является барабанным, эти же колодки активируются при включении стояночного тормоза (стояночного тормоза). Одна из колодок имеет дополнительный рычаг, к которому прикреплен трос, и при перемещении троса колодка разжимается.

В современных автомобилях барабанный механизм регулируется самостоятельно. Это означает, что нет необходимости лезть под машину, чтобы измерить зазор между фрикционными накладками и барабаном, как в случае с ЗИЛ 130.

Фото: ЗИЛ-130.

Однако даже современные автомобили требуют регулировки стояночного тормоза. Поэтому благодаря расширительному стержню, который разводит колодки при нажатии на ручной тормоз, предусмотрена функция, при которой вращение гайки приводит к удлинению или укорачиванию расширительного стержня (хорошо видно на фото). Еще одно преимущество барабанных тормозов — рабочая поверхность фрикционных накладок. В любом случае они больше, чем у дисковых тормозов.

Однако из-за особенностей условий работы (см. выше) износ вкладышей происходит неравномерно, а значит, и усилия меняются по мере износа. Во-вторых, никто не мешает увеличить рабочую площадь вложения за счет увеличения как ширины, так и диаметра барабана. Это несомненное преимущество. Его ловко используют конструкторы грузовиков, для которых торможение 20 тонн в рамках приличия важнее, чем тонкая взаимосвязь между ногой водителя и замедлением автомобиля.

Даже если легковые автомобили оснащены дисковыми тормозами, механизм стояночного тормоза, скорее всего, будет барабанным. В диске проделывается канавка, образующая небольшой барабан, в который просто помещаются колодки.

Несколько слов об уже устаревшей конструкции барабанного тормоза. В поисках более простого и эффективного варианта исполнения инженеры пришли к выводу, что для решения проблемы незакрепления колодок (как на ГАЗ 24) и многих других автомобилях с передними и задними барабанными тормозами) можно разместить два исполнительных цилиндра по обе стороны от тормозного щита. В этом случае обе колодки прижимаются друг к другу, но только при движении вперед.

Конструкторы АЗЛК использовали барабанный механизм с плавающими колодками. Каждая из них опирается не на свою ось, а на шарнир, соединяющий две колодки, поэтому они плавают. Поэтому они надежно закреплены на барабане, когда поршень толкает их друг от друга. Кроме того, мощность передается на пассивный башмак через вал, что уменьшает явление активного срабатывания башмака.

Преимущества и недостатки барабанов

Одним из главных преимуществ барабанных механизмов является то, что они герметичны по отношению к окружающей среде, а значит, не подвержены внутренней грязи и пыли. С этим трудно не согласиться, но есть одна оговорка, если речь идет о загрязнении извне: барабан не герметичен от окружающей среды. Все продукты износа колодок, которые появляются внутри барабана, могут только «выходить» из него, но не «уходить». Всю красоту закрытия барабана можно увидеть на фотографиях в этой теме.

В дисковом тормозе остатки фрикционных накладок просто выбрасываются из механизма, в то время как в барабанном почти все остается на месте. Другое дело. Нужно помнить, кто в своей жизни водил грузовики и старинные автомобили с «барабанами», расположенными по кругу. Если вы проезжаете через глубокую яму или перекресток, то должны несколько раз нажать на тормоз, чтобы просушить его. Такого просто не бывает. Записи показывают, что такого цирка не существует.

Барабаны слишком часто перегреваются и, в отличие от дисков, не могут быстро охладиться от воздуха, в котором они работают. Хотя разрушить сам барабан сложно (чего нельзя сказать о дисках), эффективность горячих барабанных тормозов очень существенно снижается.

Что касается динамики, то барабаны также проигрывают дискам. Это объясняется тем, что последние легче. Кроме того, максимальное тормозное усилие барабана очень ограничено. Чрезмерное давление на колодки может привести к разрыву барабана. Диски же, напротив, можно сжимать гораздо сильнее.

Примеры ремонта тормозных механизмов с барабанными колодками

Здесь, как правило, все очень предсказуемо. Барабаны обычно разбираются для двух операций. Либо заменяются колодки, либо ремонтируется сам заблокированный механизм.

В данном случае к нам поступил автомобиль с неработающим задним правым тормозом и отсутствующим ручным тормозом. Опытный мастер не обнаружил утечек тормозной жидкости. В результате вероятность вовлечения вторичного тормозного цилиндра возросла до 99%. Решение было принято быстро — разборка и более детальная диагностика.

DSC_7551

Были откручены гайки и снято колесо. К счастью, барабан не застрял и вышел очень легко. Владелец автомобиля вздохнул с облегчением, узнав, что замена колодок преждевременна. Но затем последовали плохие новости. Балка ручного тормоза рассохлась, что сделало невозможным установку колодок, и это стало причиной отсутствия ручного тормоза. Далее. Поршень в рабочем цилиндре был заблокирован, и автомобиль не тормозил. Вердикт — замена вторичного цилиндра. Владелец мужественно справился с трудностями и поздравил себя с тем, что сразу же приступил к работе.

DSC_7558

Если требуется замена рабочего цилиндра, пережмите тормозной шланг и полностью перекройте поток жидкой тормозной жидкости из контура. Накидная гайка была снята, а тормозной шланг отсоединен от рабочего цилиндра. Используя узкогубцы, снимите нижнюю пружину с тормозной колодки. Затем отсоедините трос стояночного тормоза от рычага тормоза.

Используя те же плоскогубцы, которыми мы сжимали, снимите нажимные пружины с обеих колодок, изменив направление. Пружины закреплены на штифтах. Каждая из них имеет небольшую опорную крышку с прорезью, а штифт — плоский внешний край. В результате пружины сжимаются во время установки, а кончики штифтов поворачиваются через приемы и отламывают пружины. Однако это происходит позже, и теперь они разрываются на части.

DSC_7557

После демонтажа прижимной пружины обе колодки можно снять с тормозного щита и тормозного цилиндра. Для этого слегка оттяните колодки, чтобы преодолеть силу верхней пружины сброса. Вывернув крепежные болты, снимите рабочий цилиндр тормоза. Снимите колодку и хорошо очистите ее, чтобы можно было отрегулировать ручной тормоз. После этого снимается верхняя возвратная пружина.

Оцените статью
Автомобильный вестник