Глаза на Европу: почему был создан первый советский лифтбек «Иж-Комби» — Автомобильный журнал

Разное
Иж- Комби SL: обновленная версия универсала, которую так и не запустили в серию

Глаза на Европу: почему был создан первый советский лифтбек «Иж-Комби» — Автомобильный журнал

В 1960-х годах СССР столкнулся с проблемой. Спрос на автомобили был, но сама автомобильная промышленность не обладала необходимыми производственными мощностями. Скудный ассортимент доступных автомобилей (фактически только «Запорожцы» и «Москвичи») привел к тому, что разрешение на производство модернизированного Fiat-124 получили итальянцы. Тем не менее, некоторые предлагали «скопировать» их бизнес, запустив в производство модель собственной конструкции, уже выпускавшуюся в СССР. Причем «Запорожец» был очень маленьким и непрактичным, а «Волга» — очень «сервисной», и, конечно, «Москвич».

Благодаря поддержке Д.-Ф. Устинова, Председателя Высшего совета народного хозяйства СССР, летом 1965 года (то есть в доцигулевскую эпоху!) ) было подписано обязательство о создании на «Измасе» автомобильного производства, выпускающего продукцию военно-промышленного комплекса. Более того, практически сразу на заводе появилось собственное конструкторское бюро и вскоре началась разработка перспективных моделей на платформе «Москвича», но, разумеется, никто не давал технических заданий на такой проект.

Оружие и автомобили, казалось бы, относятся к совершенно разным сферам деятельности, но и то, и другое обычно производит промышленность — машиностроение.

Оригинальный предсерийный образец

на Западе — технологией.

Однако для создания автомобильного производства в условиях отсутствия травм пришлось потратить огромные средства, ведь бизнес был запущен на территории в 120 гектаров общей площадью более 500 000 квадратных метров.

Кроме того, нет недостатка в иностранном оборудовании, в частности, 160-тонный пресс для прессования кузовных панелей и многие другие предметы, необходимые для сварки, покраски, обработки и сборки кузовов, были приобретены во Франции. Лицензии были получены от различных иностранных компаний, включая производителей автомобилей Renault. Renault 16 также рассматривался как вариант для лицензионного производства на Волжском заводе.

Как бы то ни было, технически автозавод в Ижевске явно опережал «донорский» автозавод имени Ленинского комсомола. Поэтому в первые годы «Ижи» превосходили по качеству сборки и конструкции даже аналогичный «Москвич».

Производство в Удмуртии началось осенью 1970 года, практически одновременно с автогигантом Тольятти, и уже в 1971 году было выпущено около 70 000 автомобилей «Иж».

Вскоре после выпуска вышеупомянутой модели Renault 16, завоевавшей в 1966 году титул «Европейский автомобиль года», ижевские дизайнеры представили прототип «пятидверки», которая представляла собой не обычный универсал, а легковой автомобиль. Заднее стекло имело крутой наклон, крыша была удлинена относительно седана, проем пятой двери был гораздо больше, чем у обычного «Москвича», а внешний вид автомобиля был настолько стильным, что по функциональности кузов представлял собой нечто среднее между «респектабельным» седаном и практичным универсалом .

От «оригинального» «Москвича» автомобиль заметно отличался хромированным решением передка, характерной формой радиаторной решетки с прямоугольными фарами в ее углублении вместо привычных круглых. А задняя оптика, значительно более крупная по дизайну и конструкции, радикально отличалась от скромных Москвичовских «фонарей».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 2

2 / 2

Благодаря этим новшествам автомобиль выглядел как совершенно новая модель, имеющая мало общего с «Москвичом».

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Конечно, стоит отметить, что по динамичному силуэту автомобиль напоминал «первый в мире хэтчбек» — Renault 16, хотя дверные проемы и лобовое стекло остались прежними.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

А вот другой «француз», Citroën GS, по общей концепции экстерьера перекликался и со своим «соотечественником», и с нашим автомобилем.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

1 / 2

2 / 2

А более поздние Volkswagen Passat B1 и Audi 100 только подтверждают правильность выбранного ижевскими дизайнерами направления.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Карьера.

Несмотря на необычный внешний вид, высшее руководство Министерства автотранспорта СССР не «убило» программу, как это произошло бы в течение следующих десяти лет на экспериментальных «Москвичах», «Ижах» и «Волгах» После того как «Ижмаш» последовательно представил «Москвич-412», завод начал собственную разработки. Сначала выпустили модель 2715 VAN, получившую за свою характерную форму прозвище «Каблук», а затем перешли к Combi — двухэтажному пятиместному автомобилю-лифтбеку. Сегодня автомобили с такими задними решениями кажутся очень распространенными, но в начале 70-х годов на фоне других моделей «Москвичей» даже самый последний ижевский автомобиль ВАЗ-2101 действительно казался таковым.

ИЖ_2125.

Возможно, для консервативного советского покупателя появление И Ж-2125 было даже весьма инновационным, если не сказать «утилитарным»; свежеиспеченные покупатели «Ижа» быстро поняли, что такой тип кузова гораздо практичнее обычного седана, но при этом автомобиль не производил впечатления «сарая» благодаря сильному наклону задних дверей. Интересно, что они открывались и удерживались в таком положении благодаря специальной дизайнерской конструкции. Важным отличием от универсала Standson стало наличие специальных полок, которые отделяли багажное отделение от жилого. Конечно, полной сегрегации пассажирского груза, как в седане, не было, но в салоне Is Combi было так же тихо и комфортно, как в обычном четырехдверном «лимузине».

Пятидверный

Рядом с бензобаком в нижней части задней части салона находилась ниша для запчастей и инструментов, хотя многие владельцы хранили в ней запас жидкостей и запчастей. При сложенных задних сиденьях объем багажного отделения составлял более одного кубического метра. Это отличный размер, учитывая габариты и назначение автомобиля, грузоподъемность которого составляет всего 200 кг.

Конечно, длинная крыша и большие проемы в задних дверях ослабляли кузов по сравнению с обычными седанами. Поэтому задняя часть ИЖ-2125 была усилена новыми силовыми элементами, образующими своеобразную интегрированную раму. Чтобы справиться с нагрузкой и подвеской, были установлены дополнительные рессоры. Впоследствии многие владельцы, особенно проживающие в сельской местности, оценили мощный и неприхотливый Izu Kombi за его способность перевозить грузы. Мешки с картошкой и другими продуктами, стройматериалы и даже животные — только багажа не хватало для перевозки первых советских грузоподъемных сумок! Некоторые водители также устанавливали на крышу решетки.

Интересная деталь — у модели было два официальных названия — ИЖ-2125 и ИЖ-Комби. Как правило, советское большинство называло автомобиль именно так — Иж-комби, а эти необычные торговые названия имеют немецкие корни. Поэтому в специальной литературе его использовали для автомобилей, называемых дверьми, а не багажными крышками.

Рано — в «пазнем».

Ижмаш начал производство новой модели в 1973 году. При этом технически автомобиль был точно таким же, как и обычный Москвич-412. Интерьер.

По меркам середины 1970-х годов, как внешний, так и внутренний, выглядел достойно как на фоне «Жигулей», так и зарубежных аналогов.

Оцените статью
Автомобильный вестник